+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Использование краеведческого подхода в проектно исследовательской деятельности школьников

Автор: Галимзянова Резиле Ирековна

Ключевые слова: проектная технология, краеведческий подход, проектно-исследовательская технология.

Keywords: design technology, local history approach, design and research technology.

Актуальность  данного исследования связана с изменениями в Федеральном Государственном образовательном стандарте второго поколения, где отражена значимость как проектно-исследовательской деятельности школьников, так и более широкое использование  национально-регионального компонента в  процессе обучения [4].

Сущность и содержание понятий проектная и проектно исследовательская технология, краеведческий подход в образовании и воспитании школьников рассматривается в трудах ряда ученых. В соответствии с проблематикой нашего исследования мы рассматриваем сущность и содержание данных понятий, которые отражены в работах Т. Ю. Байбаковой, Ю. Ю. Давыдовой. В. В. Алексеев в своей работе раскрывает принципы проектно-исследовательской деятельности [1], уделяя особое место краеведческому.

Проектная технология – это стимулирование активности и самостоятельности обучающихся, развитие мышления [2].

Проектно-исследовательская технология – это деятельность, которая обращена на приобретение учащимися новых знаний, умений и навыков в тесной связи с реальной жизнью [2].        

Краеведческий подход – это своеобразный способ отбора познавательного и воспитательного материала истории и современной жизни родного края [3] .

На основе актуальных исследований в данной области необходимо отметить, что одним из наиболее значимых способов реализации национально-регионального компонента является использование в проектно – исследовательских  работах краеведческого  подхода.

Выключение учащихся в  проектно-исследовательскую деятельность возможно как через  урок,  так и активную внеклассную и внеурочную деятельность. Учитель должен помнить, что достижение цели обучения, усвоения школьниками определенного объема знаний, овладение системой универсальных учебных действий, формирование практических умений и навыков возможно лишь при условии творческого подхода, использования новейших методов, средств и технологий обучения и воспитания. Проектно-исследовательская технология способная развить у обучающегося важнейшие компетенции: общенаучную, информационную, познавательную, коммуникативную, ценностно-смысловую, социальную [3].

В результате нашего исследования (2016-2019 гг.) организации и использования проектно-исследовательской технологии в образовательных учреждениях Чувашской республики  выявлено, что наиболее сложным для обучающихся является:

1.Выбор темы исследования; 

2.Определение цели и задач исследования;

3.Определение методов и средств достижения цели.

Выбирая тему исследования необходимо руководствоваться несколькими правилами:

- тема должна быть интересной в первую очередь ребенку;

- тема должна быть выполнима, решение её должно принести какой-либо продукт;

- тема должна быть оригинальной.

Цели и задачи, методы и средства должны быть соответствовать возрасту ребенка и содержанию темы исследования.

Для того чтобы начать исследование, надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Она-то и подскажет, как сформулировать тему исследования.

Главная задача любого исследователя – найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым. Самый простой способ развить у себя умение видеть проблемы - учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения.

Нами было проведено анкетирование, в котором  приняли участие учителя и учащиеся общеобразовательных учреждений различных районов Чувашской Республики. После анализа анкет, мы выявили, что во всех школах происходит реализация краеведческого подхода, учащиеся используют больше всего краеведческий подход в проектно-исследовательских работах по экологии, зоологии,  в деятельности  школьных лесничеств.

 Реализация проектно исследовательских работ с использование краеведческого подхода начинается с изучения информации, за ней следует практическая работа.

Источники получения информации для проектно исследовательской деятельности:

Краеведческая библиография, изучая которую учащиеся  выбирают темы своих работ.

Статистические источники краеведения. Одним из основных источников при изучении края служат данные Государственной статистики. Школьниками могут быть использованы данные о состоянии населения, хозяйстве, природных объектах, экологической обстановке и др. К главным статистическим источникам по экологии можно отнести ежегодные доклады о состоянии окружающей природной среды в нашей республике Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, так же данные Центра внешкольной работы Чувашской республики «ЭТКЕР».

Картографические источники. Карты служат для краеведа важным средством фиксации собранных фактов. Нанеся на карту различные данные о состоянии природы, населении, хозяйстве, экологической обстановке, краевед может с помощью карты показать выявленные им взаимосвязи на изучаемой территории. Важнейшим источником картографической информации является атлас  «Природные ресурсы и экологическое состояние Чувашской Республики».

Архивные и фондовые материалы. Государственные архивы являются хранителями многовекового документального наследия. Каждое природоохранное ведомство имеет собственный архив, материалы, хранящиеся в нем можно отнести к фондовым. Работа со всеми видами письменных источников является одним из важнейших направлений самостоятельных исследований школьников во время краеведческой деятельности.

Экскурсии. Важнейший источник краеведческих знаний –непосредственное изучение природы и отдельных ее достопримечательностей во время самостоятельных поездок, экскурсий, краеведческих экспедиций. Данный вид работы формирует практические навыки у школьников.

Школьное лесничество – это детская общественная организация. Данное экологическое движение   направлено на лесовоспроиведение, лесоохрану, практическую природоохранную деятельность.  Главной целью является  формирование экологической культуры, изучение и реализация основ природоохранной деятельности, углубление биологических знаний учащихся.

Таким образом, в нашем регионе существует достаточно обширная и разнообразная информация краеведческого характера, которую следует шире использовать как в учебном процессе, так и во внеклассных мероприятиях. Все представленные выше источники, являются основой для организации и проведения проектно-исследовательской деятельности школьников на основе краеведческого материала.

Практика показывает, что предпочтение отдается творческим, исследовательским и информационным типам проектов. Именно краеведческий подход в образовании позволяет закреплять содержание базовых учебных дисциплин, значительно расширяя возможности педагога. Местный краеведческий материал необходим потому, что это «живая» для школьников история. Это знания о крае, в котором родились они и их родители, где они будут продолжать трудиться и растить собственных детей.

 Краеведческий подход играет  огромную  роль в воспитании школьников. Он позволяет растить гражданина и патриота  на примерах из жизни односельчан, на событиях из истории своей местности. Также краеведение имеет духовно-нравственное воздействие на ребенка, удовлетворяя его потребности в самовыражении, творчестве, общении с людьми и природой.

Краеведческая работа представляет блестящую возможность для  реализации межпредметных связей, органичной связи уроков с факультативными и внеклассными мероприятиями.

 

Литература

 

1.         Алексеев В. В. Проектно-исследовательская деятельность по биологии в образовательном процессе / В.В. Алексеев, Р.В. Кутузов // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2019.– № 2 (102). – С. 47-54.

2.         Бабакова Т. А. Эколого-краеведческий подход в реализации образования для устойчивого развития в общеобразовательной школе / Т.А. Бабакова // Непрерывное образование: XXI век. – 2018. – № 2 (22). – С. 34-44.

3.         Давыдова Ю. Ю. Экологическая проектно-исследовательская деятельность обучающихся в рамках сетевого сотрудничества учреждений науки и образования / Ю. Ю Давыдов, О.А Зайцева // В сборнике: Экологическая безопасность и устойчивое развитие урбанизированных территорий Сборник докладов II Международной научно-практической конференции. Редколлегия: А.А. Лапшин [и др.]. 2019. С. 44-49.

Ткацкая М.М. Проект как одна из форм исследовательской работы в условиях реализации ФГОС / М.М. Ткацкая // Вестник научных конференций. – 2017. – № 2-5 (18). – С. 100-101