+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Конспект НОД по экспериментированию "Воздух

Автор: Нажмутдинова Назира Зуфаровна

Занятие: «Воздух »

Цель: Познакомить детей  с некоторыми свойствами воздуха:  не видим, не имеет запаха, бесцветный, прозрачный. Учить детей  замечать свойство воздуха. Сформулировать  у детей представление о том, что вокруг нас воздух. Развивать наблюдательность, умение анализировать, делать выводы. Вызвать интерес  к исследовательской  деятельности, устанавливать простейшие связи. Воспитывать  у детей познавательный интерес,  умение видеть удивительное в окружающем  мире.

Словарная работа: обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.

Оборудование : музыкальное сопровождение, полиэтиленовые мешки, пластмассовые стаканчики, трубочки, вода, чеснок, корка апельсина, воздушные шары разной формы, мыльные пузыри, опорные картинки с  изображением свойств воздуха, схемы.

Ход занятия:

(включаю песню « От улыбки»)

Дети встают полукругом

Собрались все дети в круг

Я твой  друг, и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

Воспитатель:

-Ребята, я улыбнулась вам ,а вы улыбнитесь друг другу, мне и нашим гостям, чтобы у нас  с вами было хорошее настроение.

 Знакомство с лабораторией ( слайд 1)

 

Воспитатель: 

Ребята, сегодня я  не воспитатель, а  научный сотрудник лаборатории. Я приглашаю вас  ко мне в лабораторию. Присаживайтесь, пожалуйста. На этом стенде фотографии моих коллег-ученых, исследователей.

Как вы думаете, чем занимаются ученые, исследователи?

(Ученые занимаются наукой, открывают что-то новое, изучают свойства предметов).

Ученые — это люди, изучающие наш мир и его устройство.

Они задают себе вопросы, а затем пытаются ответить на них.

Как вы думаете, как же ученые находят ответы на свои вопросы?

(Ученые наблюдают за происходящим в мире, проводят опыты, эксперименты).

Исследователи сначала исследуют предмет, затем проводят эксперимент и делают выводы.

Воспитатель: При проведении экспериментов ученые пользуются разными приборами, предметами: и острыми, и стеклянными. Все  эти приборы находятся в лаборатории.

Ребята,   мои коллеги сегодня отсутствуют, у них много работы в других лабораториях, а мне нужна помощь в проведении опытов. Вы сможете мне помочь? Тогда сегодня вы тоже будете научными сотрудниками.

(Надеваем халаты и шапочки)

Скажите, какими качествами должен обладать научный сотрудник 

(Быть внимательным, аккуратным, спокойным).

Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории?

(Работать аккуратно, слушать  внимательно,  соблюдать тишину.)(слайд 2)

 (загадка).

Воспитатель: 

Коллеги, теперь послушайте интересную головоломку и попробуйте угадать, о чем здесь говорится:

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не сможем.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

И не ощутим он для нас!

Дети: Воздух!

Воспитатель: Правильно, это воздух! А как вы догадались( Он нужен нам дышать, он невидимый, чтобы шарик надувать )

Основная часть

-Скажите, а можем ли мы с вами увидеть воздух? Почувствовать? 

(ответы детей: да, нет, воздух невидимый, прозрачный) ( слайд 3)

Уважаемые исследователи! Вам предстоит изучить свойства воздуха, проделать опыты, сделать выводы. В лаборатории есть всё необходимое для этого.

 

ОПЫТ 1.  «Как поймать воздух?» ( слайд4)

Воспитатель:

Что у меня в руках? (пакет).

В нем что-нибудь лежит? (коллеги высказывают свои предположения: пустой, в нем ничего нет).

Возьмите каждый в руки пакет (воспитатель предлагает коллегам хорошенько рассмотреть  свои пакеты)

У всех пустой пакет ?

Тогда возьмите пакет, раскройте его, проведите по воздуху  и резко зажмите.

 

Воспитатель: Что вы теперь скажете? И теперь пакет пустой? Пакет надулся, изменил форму.

Почему пакет изменил форму? (подвести высказывания коллег к тому, что в пакете воздух).

Воспитатель: В пакете воздух, он занял все пространство в пакете, пакет стал похож на подушку.

 

Воспитатель: Коллеги, к  какому выводу вы пришли? (Толя, что ты можешь сказать, а ты,  Тася, к какому выводу пришла).

что воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать. Мы поймали воздух и заперли его в мешочке

Воспитатель: 

Что произойдет, если проткнуть пакет?  (Коллеги высказывают свои предположения.)

Что ж, давайте убедимся, что там находится именно воздух. Возьмите палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него. Что вы чувствуете?

(дует легкий ветерок, выходит воздух).
Итак, если мы не можем увидеть воздух, то мы его можем что?

 ( Почувствовать)

Почувствовать, как легкий ветерок на коже лица.

Уважаемые коллеги, какой вывод можно сделать из этого опыта?

(воздух мы не видим, но мы его чувствуем).

Вывод: Воздух прозрачный, бесцветный; чтобы его увидеть, его надо поймать. Это мы и сделали. Мы поймали воздух и закрыли в пакет, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. Воздух можно почувствовать кожей.

ВЫВОД: ВОЗДУХ ПРОЗРАЧНЫЙ И НЕВИДИМЫЙ,  НЕ ИМЕЕТ ЦВЕТА. ВОЗДУХ ОКРУЖАЕТ НАС ПОВСЮДУ.

Воспитатель: Наш вывод обозначим вот такими схемами  (прикрепляю на доску две схемы).

 Воспитатель: Воздух везде, вокруг нас. И даже там, где кажется пусто, там спрятался воздух. А вот, интересно, внутри человека воздух есть?

Воспитатель: Как вы думаете, коллеги?  (высказывания детей).

Давайте проверим.

ОПЫТ 2. Есть ли  воздух внутри людей? ( слайд5)

Воспитатель: Коллеги, подойдите к столам, на которых стоят стаканчики с водой и трубочки.

Воспитатель: Возьмите трубочку и подуйте, опустив ее в стаканчик с водой. Что же происходит?

Дети. Пузырьки появились.

Воспитатель. Откуда они взялись?

Дети говорят свои версии 

(Мы выдыхаем воздух, и он выходит пузырьками.)

Воспитатель: Значит, внутри нас тоже есть воздух.

Верно, сначала мы вдыхаем воздух через нос, он попадает к нам в легкие, затем мы его выдыхаем в трубочку и получаются пузырьки. Мы с вами дышим, а значит, воздух находится в нас.

ВЫВОД: ВОЗДУХ ВНУТРИ НАС. ЧЕЛОВЕК ДЫШИТ ВОЗДУХОМ. (Повторить)

Воспитатель: Давайте прикрепим к доске карточку - обозначение свойства «Воздух внутри нас. Человек дышит воздухом».

Коллеги, а какие еще пузыри можно пускать?

Дети: Мыльные!

Воспитатель: Я буду надувать пузыри воздухом, а вы, коллеги, будете воздух из пузырей выпускать( ловить  пузыри)

Физминутка «Мыльные пузыри» (под музыку)

ОПЫТ 3. Имеет ли воздух форму?  (воздушные шары разной формы) (слайд 6)

Воспитатель: Коллеги, а как вы думаете: имеет воздух свою форму или нет? (высказывания детей).

Давайте проведем еще один опыт. У меня на столе лежат воздушные шарики.

.Надуйте шарики.(дети надувают шары).

Посмотрите, коллеги, мы наполнили шары воздухом. А шары  какие по форме? (разные)

 Форму чего принял воздух? (форму шара).

Сделайте вывод, имеет ли воздух свою форму? (ученые высказывают свои выводы)

ВЫВОД: ВОЗДУХ НЕ ИМЕЕТ СВОЕЙ ФОРМЫ. ОН ПРИНИМАЕТ ФОРМУ ТОГО ПРЕДМЕТА, В КОТОРЫЙ МЫ ЕГО ПОМЕЩАЕМ.(повторение детьми)

Воспитатель: Давайте прикрепим к доске карточку – обозначение свойства воздуха «Воздух не имеет своей формы»

ОПЫТ 4. Есть ли у воздуха запах? ( слайд 7)

Воспитатель: Уважаемые исследователи. Переходим к следующему опыту.

У меня на столе три баночки. Давайте понюхаем, чем пахнет из каждой баночки? (В одной банке лежит мандарин, в другой – чеснок, а третья банка пустая – из нее ничем не пахнет, сначала дать понюхать пустую баночку).

(Дети нюхают банки и говорят, что в одной ничем не пахнет, из другой пахнет апельсином, из третьей чесноком).

Давайте проверим ваши предположения (открываю баночки после каждой версии, чтобы ученые смогли посмотреть, что находилось в баночках).

Посмотрите, из баночки, в которой лежит мандарин, пахнет мандарином, где лежит чеснок – пахнет чесноком, а из баночки, в которой только воздух, шел какой-нибудь запах? ( Банки по номерам)

Воспитатель: Коллеги, подумайте, какое новое свойство воздуха мы открыли? (высказывания детей: не имеет своего запаха, передает чужие запахи).

Воспитатель. Уважаемые исследователи, вы сказали правильно:  воздух действительно не имеет запаха.

Воспитатель: Давайте прикрепим на доску карточку-обозначение свойства воздуха «Воздух не имеет запаха» (слайд 8)

ВЫВОД: ВОЗДУХ НЕ ИМЕЕТ ЗАПАХА.  

(повторение детьми)

 

Итог

Игра «Раз, два, три – свойство воздуха назови!» (воспитатель показывает схемы-карточки на доске, а ребята называют свойство воздуха)

- Воздух бесцветный и прозрачный (воздух не имеет цвета).

- Воздух окружает нас повсюду.

- Воздух не имеет своего запаха - только передает чужие запахи.

- Воздух внутри нас - человек дышит воздухом.

- Воздух не имеет своей формы.- Воздух невидимый.

Воспитатель:

Теперь подведем итоги сегодняшней встречи. Что вас, уважаемые коллеги, сегодня   удивило, чему вы новому сегодня научились, что нового узнали? (Дети отвечают) 

– Мне очень понравилось быть ведущим сотрудником научной лаборатории. У меня в лаборатории сегодня работали очень хорошие сотрудники. Вы с помощью опытов и экспериментов смогли изучить свойства воздуха. Все умеют договариваться, доброжелательны, готовы выручить друг друга в любую минуту, справедливо решали возникшие несогласия.

- На этом научная  деятельность в лаборатории опытов и экспериментов не заканчивается. Я надеюсь, что мы с вами продолжим работу в нашей лаборатории. Наблюдайте за миром вокруг, задавайте вопросы и задавайтесь вопросами, экспериментируйте и открывайте законы природы и мироздания! До новых встреч, друзья!

На память о нашем сотрудничестве дарю вам эти воздушные шарики.