+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Русские народные сказки как средство формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Захарова Ирина Андреевна

Несмотря на то, что дошкольное детство является очень стремительным периодом в жизни ребенка, оно имеет огромное значение в жизни человека, так как именно в это время происходит бурное развитие, формируются основы для личностного роста. В связи с этим роль системы образования заключается не только в обучении подрастающего поколения, но и в его воспитании. Так, ФГОС ДО обозначает следующие задачи дошкольного образования:

1) объединение обучения и воспитания в единый процесс образования на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, а также правил поведения, принятых в обществе;

2) формирование культуры личности каждого ребенка, развитие у детей эстетических, физических, интеллектуальных, а также нравственных качеств [1].

Старший дошкольный возраст характеризуется активным освоением норм морали и формированием нравственных установок. Именно в старшем дошкольном возрасте закладывается понимание и освоение различных нравственных качеств. Благодаря этому происходит расширение возможностей в методах и инструментах нравственного воспитания детей 5-7 лет [6].

Г. П. Зинченко и И. С. Булах среди эффективных способов формирования представлений о нравственных качествах и их воспитания у дошкольников выделяют сказку, которая способствует расширению сознания детей, улучшению их взаимодействия с миром. Яркие персонажи, динамичное развитие событий, четкое разграничение добра и зла и другие особенности сказки заинтересовывают детей и делают ее незаменимым средством в формировании их нравственных качеств [13].

Проблеме нравственного воспитания дошкольников и формирования у них нравственных качеств посвящали исследования Р. С. Буре, З. М. Борзиева, Е. В. Субботский, О. А. Хачирова, Г. Н. Година, Ю. В. Черемисина, В. Г Цуканова, Э. В. Штиммер, Т. Н. Дворецкая, Т. М. Утробина, Е. О. Счастная, Е. К. Ягловская и

другие. Вопрос воспитательных возможностей русских народных сказок рассматривали С. М. Стрекалова, Л. Б. Фесюкова, Н. Г. Евсикова, М. В. Берзлякова.

Однако, несмотря на множество исследований различных психологов и педагогов, в настоящее время в практике работы дошкольных образовательных организаций остаются противоречия между:

1) важностью системной методической работы при формировании нравственных качеств у дошкольников и ситуативностью этой деятельности в дошкольных образовательных учреждениях;

2) необходимостью формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью программно-методического обеспечения, регулирующего данный процесс.

Таким образом, существование неразрешенных вопросов и противоречий обуславливают актуальность данной темы.

Проблема исследования: являются ли русские народные сказки эффективным средством формирования нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста?

Объект исследования: нравственные качества детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: процесс формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок.

Цель исследования: изучить роль русских народных сказок в формировании нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: процесс формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок будет эффективным.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить  особенности, методы и формы развития нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста;

2. Рассмотреть роль русских народных сказок в формировании нравственных качеств у старших дошкольников;

3. Изучить методику использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста;

4. Подобрать диагностические материалы для оценки сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста;

5. Произвести оценку сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста;

6. Разработать программу занятий с использованием русских народных сказок, направленную на формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста;

7. Составить методические рекомендации для педагогов ДОО по организации занятий по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок.

Методы исследования:

- теоретические: анализ и синтез научной литературы, классификация, сравнение, обобщение, конкретизация;

- эмпирические: количественный и качественный анализ полученных данных.

Практическая значимость: данная работа может быть полезна для студентов высших педагогических образовательных учреждений для дальнейшего осуществления профессиональной деятельности, а также для педагогов дошкольных образовательных учреждений.