+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Сценическое волнение. Подготовка учащихся к концертным выступлениям

Автор: Малеева Татьяна Леонидовна

Муниципальное бюджетное учреждение     дополнительного образования  «Коркинская детская школа искусств»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сценическое волнение.

Подготовка учащихся

к концертным выступлениям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                         Автор: Малеева Татьяна Леонидовна

 

 

 

 

 

Коркино, 2020г.

 


Сценическое         волнение. Подготовка учащихся к концертным выступлениям.

 

       Успешность публичного выступления ученика на сцене, зависит не только от качества и надежности, выученных  им произведений,  но и от его психологической подготовки к общению со  слушателем. Да, и действительно, проведя, порой нелегкую  работу,  мы, педагоги, испытываем чувство  мучительной  «пытки»,  когда забыв о художественном образе, стиле, ученик со срывами, с потерями текста, отчаянно пытается побороть свой страх, нервозность, ведущие, к краху задуманного и наработанного за долгое время подготовки.

      Сценическое волнение, перерождающееся в панику - это бич большинства учеников. В такой момент игра лишается управления, память изменяет, движения сжимаются, ученика несет, как прутик по волнам, он каменеет, путает, смазывает, и хорошо выученная вещь, становится сплошным месивом. Удовольствия от такой игры нет, а результат -жестокая психологическая травма.

Основная цель - научить юных музыкантов избавляться от негативных моментов сценического волнения и о приёмах, способствующих коррекции эстрадного волнения, выявить конкретные, поэтапные задачи достижения эстрадной готовности.

Каковы же они, причины детской тревожности, панического страха и эмоционального «захлестывания» юного пианиста на сцене:

-  способы общения родителей с ребенком, насколько высоки    предъявляемые к нему требования;

-    стиль взаимодействия педагога с ребенком;

-    личные особенности педагогов и родителей.


Чем больше ученик доволен своим обучением игре на фортепиано, тем сильнее его возможность реализовать себя в музыкально­ исполнительской деятельности, а значит и ниже его тревожность.

И, наоборот, страх из-за боязни быть наказанным, критика, заниженная самооценка самого подростка, раздражительность, агрессивность педагога создает подъем личной тревожности.

Умение тонко чувствовать настроение ученика в определенный момент, поддержать, подкорректировать его чувства и настроения при подготовке к концерту и прямо перед ним - являются фактором снижения тревоги ученика.

Улучшение качества исполнения произведений на зачете, экзамене, конкурсе, снижение уровня тревожности возможно в едином комплексе: ученик-родитель-педагог.

Порой недостаточная степень контроля со стороны родителей или попросту безразличное отношение к подростку также способствуют личной тревожности. Пробудить у ученика интерес к музыке, эффективность занятий возможно, если в доме ученика царит дух любви и уважения к ней, поддерживается интерес к этому источнику радости и вдохновения. Педагог и родитель должны быть единомышленниками.

Причина страха может крыться в неправильно подобранной программе   в  ее  высокой  завышенности,   когда  от непродуманных

«скачков»    в    развитии    на    сцену    выползают    все  предыдущие

- .-

«пробелы». Для публичного показа желательно отбирать

произведения, способные раскрыть индивидуальность ученика, использовать его сильные стороны, так как слабые и без того обязательно обнаружатся на сцене. Лучше исполнять не сложные произведения   правильно   и   хорошо,   чем   посредственно    играть т рудные.

Считаю, что программу надо аккуратно подбирать по силам, а не по амбициям педагога, с претензиями на победу и обостренным самолюбием.

Одной из распространенных причин волнения является - мысль о провале.

Невозможность проявить свою индивидуальность возникает часто из-за страха перед высоким уровнем состава членов жюри, боязнью получить низкую оценку.

И все-таки, главной болезнью среди неопытных музыкантов является- «выпадение» текста, так называемый «каприз»  памяти, хотя от этого не застрахованы и  большие  мастера  сцены.  Как, писал, Л.Коган: «Сама по себе память, тут по большей части не при чем. Исполнители волнуются оттого, что  бояться  забыть,  а забывают же оттого, что волнуются».

Если произведение по-настоящему, выучено - отсутствие в твердой вере в памяти быть не должно. В. Шекспир писал: «Наши сомнения

- это наши предатели. Они заставляют нас терять то, что мы, возможно, могли выиграть, если бы не боялись попробовать».

Музыкальная память - понятие комплексное - она слуховая, зрительная и мышечно - игровая, т.е. память уха, глаза,

,--

прикосновения и движения. Активное запоминание произведения

происходит во время предварительного анализа, сюда входит тональный план, внутреннее строение и взаимоотношение частей. Без изучения структуры материала, без умения разобраться в мельчайших подробностях - запоминание сводится к приобретению чисто технических навыков, которые зависят от бесчисленных и долгих тренировок, это так называемое «механическое» выучивание только пальцами, и закономерно, что при сильном волнении все ведет к провалу. Н.А.Римский - Корсаков повторял, что «эстрадное волнение тем больше, чем хуже выучено сочинение».

Основные приемы заучивания музыкального произведения наизусть:

            - Деление произведения на эпизоды,  отдельные  отрывки  с  завершенным, логическим смыслом, например: главная, побочная, связующая, заключительная партии; и более крупные части - экспозиция, разработка,  реприза. Важно осмысленное запоминание, с постепенным объединением мелких частей в более крупные. Для большей простоты, над завершенными по смыслу кусками можно поставить цифры, которые потом вразброс спрашиваю у учеников наизусть. И в случае забывания во время исполнения, память начинает вспоминать опорные места.

        - Сопоставление между собой характерных, отличительных свойств

тонального плана, голосоведения, мелодии, аккомпанемента изучаемого произведения, обращать внимание на простые элементы музыкальной ткани - интервалы, секвенции, аккорды.

- Работа на основе внимательного изучения нотного текста при помощи внутреннего слуха, с определением настроения произведения; средств выразительности; главной идеи.

            - Проговаривание  нотного  текста,  например,  с  какого  звука начинается произведение; как идет движение мелодии, где кульминация.

-    Петь голосом, без инструмента, запоминая мелодию на слух.

-     Заучивание текста в течение нескольких дней, эффективнее, чем зубрежка в один день, и после этого - регулярное чередование игры по нотам, с проигрыванием наизусть.

-         Большую пользу для заучивания наизусть приносит игра в медленном темпе.

-    Чередовать мысленную игру с реальной игрой на инструменте.

-      Если закрыв глаза, ученик может представить нотный текст, включая штрихи, оттенки, значит текст закреплен в памяти, а не только в пальцах.

Музыкальное  произведение  должно   быть   выучено   не   на 100, а на 150%, но, если все -же случилось неприятное, и ученик забыл текст, но при этом все исполняет с душой- ему всегда сделают снисхождение.

Сценическое волнение проявляется у каждого ученика по- разному, здесь все зависит от типа центральной нервной системы. Один - совершенно спокоен, другой, дрожит как осиновый лист, третий - заторможен, четвертый - возбужден. Некоторые хорошо играют в классе, но «сыпятся» на сцене, а те на кого не возлагаешь никаких надежд, вдруг соберутся и сыграют лучше, чем ожидалось.

Благоприятному состоянию на сцене противостоят два негативных психологических самочувствия, это излишне суетливое, нервно - возбужденное состояние и полное безразличие, равнодушие. В первом случае - нарастающее волнение перестает уравновешиваться усиливающимся торможением, из-за того, что у большинства людей сила возбуждения нервной системы превосходит силу торможения. Паническое волнение обнаруживается в дрожании рук и ног, в торопливой речи с проглатыванием слов, в напряженных лихорадочных движениях, приподнятых плечах, частым, поверхностным дыханием, красными пятнами на лице и влажными ладонями.

Нервная система, пребывая в таком состоянии, начинает быстро истощаться, и организм входит в состояние полного безразличия, равнодушия ко всему, что может произойти в данное время. Проявляется это в характерных признаках: речь замедляется, становится тихой с паузами, появляется слабость, недомогание, ученик вялый, сонливый. Подобное случается на концертах, конкурсах, при длительном ожидании очередности выступления. О таких учениках говорят - «перегорел».

Поведение, самочувствие во время игры, реакция на слушателей у каждого проявляется по - своему, при этом считается, что тот, кто часто с детства выступает на сцене, более устойчив психологически и легче справляется со сценическим волнением. Поэтому готовить ученика к выступлению надо с начального обучения и с самого первого момента работы над произведением. Большая часть детей с удовольствием играют перед посторонними. Первое волнение проявляется приблизительно в возрасте 10-11 лет, когда появляется чувство ответственности, растет взыскательность к себе. Принося новую пьесу в разборе, ученик, волнуясь, словно на сцене, в родном классе показывает ее педагогу, который является и сведущим слушателем.

Сколько же надо заниматься? Существует два принципа работы:

1)    когда    ученик     занимается     ежедневное      количество     часов,   не превышая нормы, даже если, что-то не доделано;

2)    когда    добивается     того,    что    задумано,     например, выучивает

значительный кусок произведения за день.

В первом случае, плюс - в воспитании воли, усидчивости, ответственности, но минус в формальном отсаживании положенного времени, когда произведение играется, но по­ настоящему не выучивается.

Во втором случае, плюс - в целеустремленности, а минус в аврале,

когда есть попытка мигом выучить, то, на что потребуется не одна неделя.

 

Физиологи советуют делать паузы после 45 минут работы не

                      больше  15минут,      так   как    больше    -   состояние                                   «вработанности» теряется.

Волевые качества могут проявляться по-разному. Один из учеников