+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Крупная форма. Вариации

Автор: Малеева Татьяна Леонидовна

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Коркинская детская школа искусств»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КРУПНАЯ ФОРМА.  ВАРИАЦИИ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Малеева Татьяна Леонидовна

 

 

 

 

 

 

 

 

Коркино, 2019г.

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАН

 

1.     Вступление. Исторический обзор

2.     Общая характеристика вариаций.

3.     Вариации на остинатный бас (basso ostinato)

4.     Строгие вариации

5.     Свободные вариации

6.     Вариации soprano ostinato

7.     Разбор произведений для открытого урока:

      Гендель. Пассакалья g-moll

      Майкапар. Вариации на русскую тему

      Бетховен. Восемь вариаций на тему Гретри из оперы «Ричард Львиное сердце»

      Кабалевский. Легкие вариации на тему русской народной песни «На горе-то калина»

      Глинка. Вариации на песню Алябьева «Соловей»

 

 

 

 

 

 

 


Вариационный принцип развития - один из древнейших в музыке. Он берет свое начало в народном музыкальном творчестве. В народной музыке вариационному развитию подвергается мелодия любой песни. В инструментальной народной музыке используется орнаментальное развитие мелодии и фактурная разработка сопровождения.

Еще в XV веке в произведениях композиторов франко­ фламандской школы встречается полифоническое сочетание неизменно повторяемой (обычно в теноре) мелодии-темы с ее варьированием в других голосах. Этот прием положил начало

                 возникновению полифонических вариаций на остинатную тему, достигших своего расцвета в XVII-XVIII вв. Такая форма характерна в основном для произведений, проникнутых одним настроением, утверждающих одну мысль без противопостановлений.

Наряду с полифоническими вариациями в ту же эпоху появляются вариации с орнаментальным развитием темы, т.е. приближающиеся к строгим. Часто орнаментальное варьирование соединяется в них с остинатным проведением басового голоса. Чаще других танцев варьировалась сарабанда, т.к. в ней наиболее определился аккордовый, а иногда и гомофонный склад с солирующим голосом, что особенно удобно для орнаментаций.

К  концу   XVIII   в.   господствующим  видом   вариационной   формы становятся строгие вариации, получившие наивысшее выражение в творчестве классиков.

Строгая вариационная  форма  многообразно  применялась Гайдном, Моцартом, Бетховеном. В их произведениях варьирование темы в пределах «строгой» формы  приобретало  совершенно различный характер, в зависимости от использования  приемов развития.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


В вариациях Моцарта основным объектом варьирования является именно мелодия, развиваемая обычно в плане орнаментации или распева, а фактурные изменения в его вариациях играют второстепенную роль.

В вариациях Гайдна и особенно Бетховена, в противоположность Моцарту, мелодия часто неотделима от гармонии, сливается с ней воедино, а потому и фактура приобретает главенствующее зн ачение . Фактурные преобразования гармонии у Гайдна и Бетховена часто становятся основным выразительным фактором в изменении т емы.

В  дальнейшем     строгие   вариации    продолжают                использоваться            наряду    с   развитием                              свободных       вариаций. Уже        у     Бетховена встречаются                первые          попытки отойти     от традиционных       приемов

строгого варьирования. Пример: Бетховен «33 вариации на вальс Диабелли», где он включает новые тональности, изменяет форму по сравнению с формой темы, встречаются элементы жанровости (марш, фуга).

В XIX веке (первая треть), в эпоху романтизма господствующее положение занимают свободные вариации. Подлинным создателем свободных вариаций стал Шуман, затем получил развитие в творчестве Листа, Чайковского, Лядого, Глазунова, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича, Кабалевского.

Параллельно, а отчасти и в тесном сплетении со свободными вариациями, продолжают применяться и другие (формы) разновидности вариационной формы.

Во многих случаях принцип строгого варьирования используется в отдельных вариациях цикла, который в целом является свободным (Чайковский, Глазунов, Лядов и т.д.).

Во второй половине XIX века происходит возрождение вариаций basso ostunato. Характерным образцом пассакалий служит финал


симфонии №4 Брамса (тридцать вариаций). В современной музыке прием пассакалии у Шостаковича (симфония №8 ч.111).

В   XIX  веке    получили    распространение     и   вариации   soprano ostunato. Наиболее широко они применялись в вокальной музыке:

         Глинка -   «Руслан и Людмила»: «Персидский хор», «Рассказ Головы»;


         Мусоргский     -      «Борис      Годунов»

«Хованщина» - песня Марфы.

         Равель «Болеро».


песня      Варлаама,


Вариацией (от латинского vanatio) называется измененное повторение темы (или тематического материала). Под вариационным развитием понимается такое изменение первоначальной темы, которое относится к деталям и при котором она легко узнается как основа данного варьирующего повторения. При этом обычно сохраняется основная  структура  темы.  Следует  различать вариационность как принцип развития и вариации как форму.

Вариационность как принцип развития выражается в любых жанрах и формах. Может, например, варьироваться второе предложение в периоде первого предложения