+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр

Автор: Гетт Альбина Сергеевна

Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием

Методическая разработка на тему:

«Формирование связной речи

у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр»

1.1. Актуальность опыта

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования целью современного дошкольного образования является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства, независимо от психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

В настоящее время наблюдается усиление неоднородности состава детей преддошкольного возраста по уровню их умственного, речевого и в целом психического развития, следовательно, дошкольники с речевыми нарушениями должны привлекать особое внимание специалистов.

Отклонения в развитии речи - одна из причин недостаточной умственной активности и познавательной деятельности детей, что влечет за собой появление интеллектуально пассивных, «молчаливых» детей.

Проблема развития, коррекции и совершенствования связной речи дошкольников с ОНР одна из важнейших в современной логопедической и психолого-педагогической практике. Справедливо считается, что главный путь ее решения - рациональная организация всего коррекционно-развивающего процесса, в котором в качестве основы может рассматриваться специально организуемая детская игровая деятельность, как своеобразный тренинг словесно-логического мышления.

Исследование проблемы использования дидактических игр в логопедической практике показало, что дидактические игры можно рассматривать не только как средство реализации занимательности в обучении, но и в качестве фактора, повышающего уровень речевого развития дошкольников.

Однако в логопедической практике не разработана система применения дидактических игр, направленных на развитие словесно-логического мышления и, как следствие, связной речи. Преимущественно, игровые материалы логопеды составляют сами или подбирают из разных источников. Недостаточно разработана и методика использования дидактических игр для разных категории детей.

1.2. Цель опыта повышение уровня развития связной речи детей с нарушениями речи посредством обучения их специально подобранным дидактическим играм

Задачи опыта:

- активизировать познавательный интерес детей

- научить детей играть в обучающие и развивающие игры

- повысить эффективность усвоения детьми материала по развитию речи.

2. Психолого-педагогический портрет группы воспитанников, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта

Наблюдения за играми показали, что у детей недостаточно развиты воображение, концентрация внимания, они забывают правила игры, не стремятся довести игру до конца. Это объясняется рядом причин и прежде всего общими возрастными психическими особенностями: относительной неустойчивостью внимания, чувств, мотивов и потребностей личности ребёнка дошкольного возраста, недостаточной устремлённостью поведения. Ограниченный запас знаний о предметах и явлениях окружающего мира, отсутствие ярких жизненных впечатлений также обедняет качество игр. Поэтому я поставила одной из задач опыта - углубить интересы воспитанников к дидактическим играм, расширить социализацию личности каждого ребёнка через знакомство с окружающем миром.

С каждым годом дети меньше играют вместе с родителями, в том числе, в дидактические игры. Результаты анкетирования родителей показали, что все родители считают, что играть с детьми нужно, но не знают дидактических игр дошкольного возраста, играть с ребенком умеют только 40% опрошенных. Родители считают, что организовывать игру нужно, но умеют организовать игру только 50% опрошенных.

3. Описание опытно-экспериментальной работы

3.1. Описание сути опыта

В основу моего опыта была положена гипотеза: если логопед и воспитатель в процессе развития речи детей будут уделять должное внимание словесным дидактическим играм, при этом побуждая детей к речевой деятельности и используя эффективные, целесообразные, интересные, занимательные для детей методические методы, приёмы, средства, то развитие связной речи дошкольников будет наиболее успешным.

Анализ педагогической и методической литературы по развитию умственных способностей дошкольников с ОНР позволил мне подобрать систему дидактических игр, игровых упражнений и заданий, которые наиболее эффективно будут способствовать развитию словесно-логического мышления воспитанников, что, в свою очередь, приведет к повышению уровня связной речи. Игры проводились на подгрупповых логопедических занятиях и в домашних условиях. Для этого родителям было предложено индивидуальное расписание и содержание наиболее простых в использовании дидактических игр, допустимых для проведения в домашних условиях.

Для раскрытия эффективность использования дидактических игр в развитии связной речи детей с общим недоразвитием речи мной была проведена проверка результативности разработанной системы.

3.2. Описание технологии и этапов опыта

На I этапе опытной работы с помощью психолого-педагогических методик (См. Табл. 1) я провела исследование исходного.

Таблица 1

№ Название методики Цель методики

1. Методика «Исключение понятий» Исследование способности к классификации и анализу.

2. Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах Определить степень развитости у ребенка интеллектуальных процессов. Уровень развития логического мышления.

3. «Последовательность событий» Определить способность к логическому мышлению, обобщению.

Рассмотрим данные методики более подробно.

Так, методика «Исключение понятий» В. А. Калягина позволяет определить уровень развития операций классификации и анализа на вербальном уровне Перед проведением исследования детям дается инструкция: «Слушай внимательно. Я буду называть тебе по пять слов, а ты одно из них, которое является лишним. А как назвать все это общим словом».

Примерные группы слов:

Стол, стул, кровать, пол, шкаф.

Молоко, сливки, сало, сметана, сыр.

Береза, сосна, дерево, дуб, ель.

Самолет, телега, человек, корабль, велосипед.

Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки.

Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.

Токарь, учитель, врач, книга, космонавт.

Гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога.

Тигр, пингвин, лев, кот, леопард.

Хоккей, футбол, теннис, игра, баскетбол.

При анализе результатов оценивается правильность обобщения и наличие, либо отсутствие классификации (называние обобщающего слова). Каждое правильно выполненное задание оценивается в баллах: обобщение по существенному признаку - 2 балла, употребление обобщающего признака - 1 балл. Максимальное число баллов - 30. С помощью данной методики выделяется 3 уровня развития операции обобщения: высокий - 30-24 балла, средний - 24-15, низкий - 15 и менее.

Вторая методика «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах» оценивает степень развитости у ребенка интеллектуальных процессов. Ребенку задаются вопросы и по правильности ответов ребенка устанавливаются данные особенности мышления.

1. Какое из животных больше: лошадь или собака?

2. Утром люди завтракают. А что они делают, принимая пищу днем и вечером?

3. Днем на улице светало, а ночью?

4. Небо голубое, а трава?

5. Черешня, груша, слива и яблоко – это?

6. Почему когда идет поезд, опускают шлагбаум?

7. Что такое Москва, Киев, Хабаровск?

8. Который сейчас час (Ребенку показывают часы и просят назвать время, (Правильный ответ такой, в котором указаны часы и минуты).

9. Молодую корову называют телка. А как называют молодую собаку и молодую овцу?

10. На кого больше похоже собака: на кошку или на курицу? Ответь и объясни, почему ты так считаешь.

11. Для чего нужны автомобилю тормоза? (Правильным считается любой разумный ответ, указывающий на необходимость гасить скорость автомобиля)

12. Чем похожи друг на друга молоток и топор? (Правильный ответ указывают, что это инструменты, выполняющие в чем-то похожие функции).

13. Что есть общего между белкой и кошкой? (В правильном ответе должны быть указаны как минимум два объясняющих признака).

14. Чем отличается гвоздь, винт и шуруп друг от друга. ( Правильный ответ: гвоздь гладкий по поверхностям, а винт и шуруп – нарезные, гвоздь забивают молотком, а винт и шуруп вкручивают).

15. Что такое футбол, прыжки в длину и в высоту, теннис, плавание.

16. Какие ты знаешь виды транспорта (в правильном ответе как минимум 2 вида транспорта).

17. Чем отличается старый человек от молодого? (правильный ответ должен содержать в себе хотя бы два существенных признака).

18. Для чего люди занимаются физкультурой и спортом?

19. Почему считается плохо, если кто-нибудь не хочет работать?

20. Для чего на письмо необходимо наклеивать марку? ( Правильный ответ: марка - это знак уплаты отправителем стоимости пересылки почтового отправления).

При обработке результатов каждый правильный ответ на каждый из вопросов оценивается в 0,5 балла, так что максимальное количество баллов, которое можно получить в этой методике, равно 10. Причем, правильным могут считаться не только те ответы, которые соответствуют приведенным примерам, но и другие, достаточно разумные и отвечающие смыслу поставленного перед ребенком вопроса. Если у педагога, проводящего исследование, нет полной уверенности в том, что ответ ребенка абсолютно правильный, и в то же самое время нельзя определенно сказать что он не верный, то допускается ставить ребенку промежуточную оценку - 0,25 баллов.

Соответствие количества баллов уровню развития интеллектуальных процессов: 8-10 баллов - высокий уровень, 4-7 баллов - средний; 3-0 балла – низкий.

Для определения способности к логическому мышлению, обобщению, умению понимать связь событий, строить последовательные умозаключения нами выбрана методика «Последовательность событий» Н. А. Бернштейна

Исследование предполагает использование серии из 4-х картинок, на которых изображены этапы какого-либо события. В нашем случае по теме «Как зайчишка строил дом». Ребенку показывают беспорядочно разложенные картинки и дают следующую инструкцию: «Посмотри, перед тобой лежат картинки, на которых изображено какое-то событие. Порядок картинок перепутан, и тебе надо догадаться, как их поменять местами, что бы стало ясно, что нарисовал художник. Подумай и переложи картинки, как считаешь нужным, а потом составь по ним рассказ о том событии, которое здесь изображено». Если ребенок правильно установил последовательность картинок, но не смог составить связного рассказа, необходимо задать ему несколько вопросов, чтобы уточнить причину затруднения. Но если ребенок, даже с помощью наводящих вопросов не смог справиться с заданием, то такое выполнение задания рассматривается как неудовлетворительное. Распределение уровней сформированности логического мышления, операций обобщения, умения понимать связь событий, строить последовательные умозаключения проводился в соответствие со следующими показателями: ребенок смог найти последовательность событий и составил логический рассказ – высокий уровень; ребенок смог найти последовательность событий, но не смог составить связного понятного рассказа, или смог но с помощью наводящих вопросов - средний уровень; ребенок не смог найти последовательность событий и составить рассказ - низкий уровень.

Методики адаптированы для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, в методиках 2, 3 инструкции были упрощены. Исследование проводилось в первой половине дня после подгрупповых занятий, индивидуально, последовательно от № 1 к № 3.