Интеграция предметов как основа метапредметного подхода в проведении уроков музыки и искусства по ФГОС
Автор: Бондарь Бэлла Августовна
ИНТЕГРАЦИЯ ПРЕДМЕТОВ КАК ОСНОВА МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПОДХОДА В ПРОВЕДЕНИИ УРОКОВ МУЗЫКИ И ИСКУССТВА ПО ФГОС
Б.А.Бондарь, учитель музыки и искусства МБОУ «Школа №54 с углубленным изучением отдельных предметов» Авиастроительного района г. Казани
Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов.
Метапредметность — это выход за рамки освоенного, привычного, это получение (создание) нового качества (понимания, навыка).
Метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности обеспечивает формирование целостной картины мира в сознании ребенка. При таком подходе у учащихся формируется подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире, выраженном в числах и фигурах (математика), в веществах (химия), телах и полях (физика), художественных образах (литература, музыка, ИЗО) и т.д.
Необходимо знать особенности устройства своего предмета, методы его конфигурирования с другими предметами и зоны его прорывного развития. Немалая роль в проблеме всестороннего развития и формирования личности отводится искусству.
В содержании Федеральных Государственных стандартов общего образования «второго поколения» подчёркивается направленность на стратегию организации и планомерного формирования учебной деятельности, в т.ч. и музыкальной, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Личностное развитие учащихся обеспечивается реализацией цели музыкального образования и воспитания – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.
Значение метапредметной концепции в образовании состоит в том, что он позволяет сохранять и отстаивать в обществе культуру мышления и культуру формирования целостного мировоззрения, следовательно, данный подход является средством достижения метапредметных результатов:
- наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной деятельности;
- ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности;
- овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
- применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;
- планирование собственных учебных действий, умение их корректировать;
- участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, распределение функций и ролей;
- умение воспринимать окружающий мир во всём его разнообразии.
Метапредметная концепция предполагает движение мышления не по прямой, а через связи и ассоциации, порой очень далёкие. Данный подход актуален и в области музыки. Освоение музыкального материала формирует музыкальную культуру школьников, воспитывает их музыкальный вкус, потребность общения с высокохудожественной музыкой в современных условиях жизни. Виды музыкальной деятельности на уроках музыки направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании, что позволяет использовать метапредметный подход.
Знакомство с музыкальным искусством выходит за рамки изучаемого предмета, а именно:
введение терминов позволяет увидеть связь с иностранными языками. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизов костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям. Это помогает им сочетать музыкальные образы с изобразительным искусством, где развиваются навыки ориентирования с окружающей действительностью.
Важным средством для формировании метапредметности являются интегрированные уроки. Именно интегрированные уроки должны способствовать формированию целостной картины мира у школьников, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом:
· При слушании произведений подбираются слова-синонимы, соответствующие характеру музыки.
· Рассказ о содержании произведения позволяет провести параллели с историей.
· В сферу исполнительской деятельности учащихся добавляется пластическое интонирование и музыкально - двигательные упражнения, где речь идёт о ритмическом рисунке, что позволяет увидеть связь с математическими представлениями.
· Обучение игры на музыкальных инструментах способствует развитию мелкой моторики рук, что улучшает навык письма.
· Введение терминов позволяет увидеть связь с иностранными языками.
· При инсценировании (разыгрывании) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного материала развивается устная речь учащихся, что проявляется в творческих размышлениях о музыке.
· Помимо этого, дети проявляют творческое начало в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизов костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям. Это помогает им сочетать музыкальные образы с изобразительным искусством, где развиваются навыки ориентирования с окружающей действительностью.
Таким образом, метапредметный подход помогает установить связи всего и со всем и вовлечь ученика в разнообразные виды деятельности.
Плюсом является и то, что учащиеся могут не только сформировать свои впечатления и отношение к музыкальному произведению, но и грамотно проанализировать любое другое художественное произведение, что поможет ему и в дальнейшей учебе и в жизни.
Важной составляющей метапредметного подхода является проектно - исследлвательская деятельность учащихся. Проектно – исследовательская деятельность на основе предметов искусства эффективно способствует решению задач не только собственно музыкального развития личности, но и формированию и общих способностей школьника, становлению его индивидуальности.
Исследовательская работа по музыке, искусству также имеет свои особенности. Это выражается в том, что вряд ли в работах по музыке, ИЗО и искусству учащиеся смогут открыть что – новое, поэтому чаще всего на конференциях встречаются работы реферативного типа. Но поскольку исследовательская деятельность предполагает именно открытие, то это возможно лишь используя межпредметные и надпредметные исследования, где музыка и искусство рассматриваются в связи с другими предметами или эти другие предметы создают условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; развивают у себя исследовательские умения (умения выявить проблему, сбор информации, наблюдения, анализа, обобщения) и мышление. Самым удачным для предметов искусства при написании исследования является метод сравнения, который представлен в виде:
1) выявления сходства и различия музыкального материала;
2) идентификации музыкального материала с конкретными жизненными явлениями и процессами;
3) перекодирования содержания музыки в другой вид искусства (живопись, скульптуру, литературу и др.)
Учитывая вышеизложенное, можно предложить учащимся следующие темы для
исследований:
§ «Поём песни А.Н.Пахмутовой – изучаем историю нашей страны»
§ «Музыка в произведениях А.П.Гайдара».
§ «Величие композиторского труда в повестях К.Паустовского »
§ «Музыка как средство борьбы со злом в сказках народов мира»
§ «Героические образы в музыке и живописи»
§ «Музыка… За и против».
§ «Животные и музыка»
§ «Музыка и математика»
§ «Музыка и здоровье»
В этих темах прослеживается интеграция предметов эстетического цикла не только с традиционными гуманитарными предметами, но и, как видим, с медициной, физикой, биологией, и, даже, психологией. Все это позволяет учащемуся увидеть целостную картину от идеи и теоретических методов познания до рекомендаций и предложений по практическому применению своих идей, то есть появляется возможность применить науку к определенной области деятельности – в нашем случае к области культуры и искусства.
Современная концепция развития школы гласит о том, что нужно построить образовательный процесс так, чтобы наш “отличник” стал в жизни не “ходячей энциклопедией”, а целостной личностью, способной адаптироваться в постоянно изменяющемся мире, решать нестандартные жизненные задачи, т.е. успешно социализироваться в обществе.
Литература
1. Старкова З.С. Литература и живопись: Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1985.
2. Зверев И. Д. Межпредметные связи в современной школе. - М.: 2006.
3. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998.
4. Федорец Г.Ф. Проблема интеграции в теории и практике обучения (пути развития). - М.: 2001.
5. Якиманская И.С. Технология личностно- ориентированного обучения в современной школе. - М.: 2000.
6. Гурьев А.И., Межпредметные связи в теории и практике современного образования // Инновационные процессы в системе современного образования. Материалы Всеросс. Научно-практ. конференции - Горно-Алтайск, 2004 - 160 с.
7. Науменко Т.И. Музыка. 5 класс: Учеб. Для общеобразоват. учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. 11-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2010. 190 [2] с.: ил., нот.