+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Интеграция предметов как основа метапредметного подхода в проведении уроков музыки и искусства по ФГОС

Автор: Бондарь Бэлла Августовна

ИНТЕГРАЦИЯ ПРЕДМЕТОВ КАК ОСНОВА МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПОДХОДА В ПРОВЕДЕНИИ УРОКОВ МУЗЫКИ И ИСКУССТВА ПО ФГОС

Б.А.Бондарь, учитель музыки и искусства МБОУ «Школа №54 с углубленным изучением отдельных предметов»  Авиастроительного района г. Казани

       

       Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны  для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости,  оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие,  учебных предметов.

     Метапредметность — это выход за рамки освоенного, привычного, это получение (создание) нового качества (понимания, навыка).

    Метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности обеспечивает формирование целостной картины мира в сознании ребенка. При таком подходе у учащихся формируется подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире, выраженном в числах и фигурах (математика), в веществах (химия), телах и полях (физика), художественных образах (литература, музыка, ИЗО) и т.д.

      Необходимо знать особенности устройства своего предмета, методы его конфигурирования с другими предметами и зоны его прорывного развития. Немалая роль в проблеме всестороннего развития и формирования личности отводится искусству.    

      В содержании  Федеральных  Государственных стандартов общего образования «второго поколения» подчёркивается направленность на стратегию организации и планомерного формирования учебной деятельности, в т.ч. и музыкальной, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Личностное развитие учащихся обеспечивается реализацией цели музыкального образования и воспитания – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.     

      Значение метапредметной концепции в образовании состоит в том, что он позволяет  сохранять и отстаивать в обществе культуру мышления и культуру формирования целостного  мировоззрения, следовательно, данный подход является средством достижения метапредметных результатов:

  - наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной деятельности;
  - ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности;
   - овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;

   - применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
   - готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;
     - планирование собственных учебных действий, умение их корректировать;
     - участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, распределение функций и ролей;

     - умение воспринимать окружающий мир во всём его разнообразии.

          Метапредметная концепция предполагает движение мышления не по прямой, а через связи и ассоциации, порой очень далёкие. Данный подход актуален и в области музыки.        Освоение музыкального материала формирует музыкальную культуру школьников, воспитывает их музыкальный вкус, потребность общения с высокохудожественной музыкой в современных условиях жизни. Виды музыкальной деятельности на уроках музыки направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании, что позволяет использовать метапредметный подход.

Знакомство с музыкальным искусством выходит за рамки изучаемого предмета, а именно:

введение терминов позволяет увидеть связь с иностранными языками. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизов костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям. Это помогает им сочетать музыкальные образы с изобразительным искусством, где развиваются навыки ориентирования с окружающей действительностью.

         Важным средством для формировании метапредметности являются интегрированные уроки. Именно интегрированные уроки должны способствовать формированию целостной картины мира у школьников, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом:

·       При слушании произведений  подбираются слова-синонимы, соответствующие   характеру музыки.

·       Рассказ о содержании произведения позволяет провести параллели с историей.

·       В сферу исполнительской деятельности учащихся   добавляется  пластическое интонирование и музыкально - двигательные упражнения, где речь идёт о ритмическом рисунке, что позволяет увидеть связь с математическими представлениями.   

·       Обучение игры на музыкальных инструментах способствует развитию мелкой моторики рук, что улучшает навык письма.

·       Введение терминов позволяет увидеть связь с иностранными языками.

·       При инсценировании (разыгрывании) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного материала   развивается устная речь учащихся, что проявляется в творческих размышлениях о музыке.

·       Помимо этого, дети проявляют творческое начало в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизов костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям. Это помогает им сочетать музыкальные образы с изобразительным искусством, где развиваются навыки ориентирования с окружающей действительностью.

      Таким образом, метапредметный подход помогает установить связи всего и со всем и вовлечь ученика в разнообразные виды деятельности.

     Плюсом является и то, что учащиеся могут не только сформировать свои впечатления и отношение к музыкальному произведению, но и  грамотно проанализировать любое другое художественное произведение, что поможет ему и в дальнейшей учебе и в жизни.

     Важной составляющей  метапредметного  подхода  является  проектно - исследлвательская  деятельность       учащихся.  Проектно – исследовательская  деятельность на основе предметов искусства эффективно способствует решению задач не только собственно музыкального развития личности, но и формированию и общих способностей школьника, становлению его индивидуальности.

     Исследовательская работа по музыке, искусству  также имеет свои особенности.  Это выражается в том, что вряд ли в работах по музыке, ИЗО и искусству учащиеся смогут открыть что – новое, поэтому чаще всего на конференциях встречаются  работы реферативного типа. Но поскольку исследовательская  деятельность предполагает именно открытие, то это возможно лишь используя межпредметные и надпредметные исследования, где музыка и искусство рассматриваются в связи с другими   предметами или эти другие предметы создают условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; развивают у себя исследовательские умения (умения выявить проблему, сбор информации, наблюдения, анализа, обобщения) и мышление. Самым удачным для предметов искусства при написании исследования является метод сравнения, который представлен в виде:

1) выявления сходства и различия музыкального материала;

2) идентификации музыкального материала с конкретными жизненными явлениями и процессами;

3) перекодирования содержания музыки в другой вид искусства (живопись, скульптуру, литературу и др.)

  Учитывая  вышеизложенное, можно предложить учащимся следующие темы для

исследований:

§  «Поём песни А.Н.Пахмутовой – изучаем историю нашей страны»

§  «Музыка в произведениях А.П.Гайдара».

§  «Величие композиторского труда  в повестях К.Паустовского »

§  «Музыка как средство борьбы со злом в сказках  народов мира»

§  «Героические образы в музыке и живописи»

§  «Музыка… За и против».

§  «Животные и музыка»

§  «Музыка и математика»

§  «Музыка и здоровье»

      В этих темах прослеживается интеграция предметов эстетического цикла  не только с традиционными гуманитарными предметами, но и,  как видим, с медициной, физикой, биологией, и, даже, психологией. Все это позволяет учащемуся увидеть целостную картину от идеи и теоретических методов познания до рекомендаций и предложений по практическому применению своих идей, то есть появляется возможность применить науку к определенной области деятельности – в нашем случае к области культуры и искусства.

Современная концепция развития школы гласит о том, что нужно  построить образовательный процесс так, чтобы наш “отличник” стал в жизни не “ходячей энциклопедией”, а целостной личностью, способной адаптироваться в постоянно изменяющемся мире, решать нестандартные жизненные задачи, т.е. успешно социализироваться  в обществе.

                                                                 

                                                      

                                                          Литература

1.    Старкова З.С. Литература и живопись: Книга  для учащихся. – М.: Просвещение, 1985.

2.    Зверев И. Д. Межпредметные связи   в современной школе. - М.: 2006.

3.    Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998.

4.    Федорец Г.Ф. Проблема интеграции в теории и практике обучения (пути развития). - М.: 2001.

5.    Якиманская И.С. Технология личностно- ориентированного обучения в современной школе. - М.: 2000.

6.    Гурьев А.И., Межпредметные связи в теории и практике современного образования // Инновационные процессы в системе современного образования. Материалы Всеросс. Научно-практ. конференции - Горно-Алтайск, 2004 - 160 с.

7.    Науменко Т.И. Музыка. 5 класс: Учеб. Для общеобразоват. учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. 11-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2010. 190 [2] с.: ил., нот.