+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Метод проектов во внеурочной деятельности по русскому языку

Автор: Савинцева Оксана Владимировна

Метод проектов во внеурочной деятельности по русскому языку

В современном мире школьнику становится всё труднее разобраться в огромном потоке информации. Появление информационных технологий позволяет ученику находить и собирать самую разнообразную информацию. Как её использовать? И как к ней относиться? На эти вопросы ученику поможет ответить метод проектного обучения. Разумеется, этот метод не вытеснит и не заменит другие методы работы. Но эффективность его несомненна. Игровые, исследовательские, творческие, практико-ориентированные проекты развивают исследовательские возможности учащихся, их таланты, активизирует познавательную активность. Метод проектов «находит большое место в реализации компетентностного обучения, обеспечивая связи школы с жизнью»[Курс лекций по педагогике и психологии: учебное пособие/Под ред. проф. Л. И. Гриценко.- Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2008.- с.134]. 
Главной целью школьного образования является развитие ребёнка как компетентной личности, т.е. ребёнок должен не только овладеть определённой суммой знаний и системой умений и навыков, но и овладеть компетенциями: коммуникативной, лингвистической, языковой, культурологической. Проектный метод в гармоничном сочетании с другими инновациями и традиционными методами поможет учителям и учащимся достигнуть этой цели

Исходный лозунг проектной методики «Все из жизни, все для жизни». Поэтому проектный метод предполагает использование окружающей жизни как лаборатории, в которой происходит познание

Проект «Школьная газета»Лицейский вестник»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Введение

  2. Школа – это маленькое государство, и как во всяком государстве, в школе должны быть свои средства массовой информации. Что же такое – школьная газета? Школьная газета – современное средство воспитания патриотизма, формирования активной гражданской позиции, а также средство повышения интереса к учёбе. Она моделирует собой ситуацию взрослой жизни, позволяет охватить достаточно широкий круг учащихся, различных и по возрасту, и по интересам, и по социальному положению, способствует сплоченности детей, совершенствованию межличностных отношений через умение считаться с мнением, интересами и желаниями своих товарищей.

  3. Школьная газета играет большую роль в жизни издающих её подростков. Она способствует взрослению ребят, их воспитанию. В результате работы каждый: и пишущий, и читающий – чувствует собственную значимость и причастность к решению школьных задач. Ещё одним важным качеством, которое «взращивает» газета, является ответственность. Ведь работа в команде - дело серьёзное и трудное… Каждый берётся за ту работу, которая ему по плечу. Создание школьной газета позволяет установить более тесные микросоциальные связи внутри школы. Участие учащихся в школьной редколлегии поддерживает их индивидуальное развитие, так как помогает организовать себя, выразить свои мысли, распространить их среди других людей, помогает лучше познать себя, открыть мир. В процессе совместной деятельности по созданию газеты между представителями разных поколений устанавливаются отношения взаимопонимания.

  4. Актуальность Проект "Школьная газета" особенно актуален сегодня, в связи с тем, что современное общество переживает настоящий информационный бум. В производстве, управлении, образовании нашли широкое применение компьютерные технологии, системы, позволяющие оптимально использовать и перерабатывать все увеличивающийся поток разнообразной информации. Не секрет, что от грамотного использования научно-технической информации в немалой степени будет зависеть успех социально-технических преобразований. Этот успех в значительной степени будет зависеть от того, насколько нам удастся сформировать информационную культуру личности. Перед школьником как субъектом коммуникативной деятельности, овладевающим информационной культурой, ставятся следующие цели: научиться читать, писать, слушать и говорить. Достижение этой цели приводит, с нашей точки зрения, к овладению культурой чтения, культурой письма, культурой слушания, культурой речи. В совокупности эти четыре компонента составляют коммуникативную основу информационной культуры личности. Уникальность Прежде чем говорить о школьных изданиях, необходимо уточнить, что мы понимаем под словосочетанием «школьный коллектив». Это - и дети, и учителя, и другие сотрудники образовательного учреждения, а также родители учеников. Именно от данного утверждения мы будем отталкиваться при дальнейшем описании нашей педагогической идеи. Основной задачей издания школьных СМИ является наше стремление приобщить всех членов школьного коллектива к активному участию в развитии школы. Имеет огромное значение тот факт, что ученики сами придумывают темы для написания статей и заметок, сами подбирают необходимый, интересующий их и сверстников материал, а также участвуют в макетировании и оформлении газеты. Это развивает их творческий потенциал, помогает открыть в себе новые способности, реализовать свои идеи и потребность в лидерстве. Следует отметить, что статьи учеников показывают их собственное отношение ко всему происходящему в стенах школы, их оценку каких-либо событий, явлений, что, в свою очередь, облегчает понимание между детьми и взрослыми. Ведь выбрать правильную модель поведения в той или иной ситуации учитель может, лишь располагая подлинными данными о настроениях в школе и о позиции детей. По итогам анкетирования, проведённого среди учащихся и педагогов школы, определены рубрики школьной газеты, среди которых следующие:

  5.  Экскурс событий.  Школьная хроника.  Проба пера.  Путь к здоровью: шаг за шагом.  В мире интересного.  Страничка советов,рекомендаций  Наша гордость.  Занимательная страничка.  И др. Как видим, диапазон тем, интересующих детей и взрослых, очень широк. Школьная газета информативная, в ней будут сведения не только о событиях, происходящих в школе, но и рубрики, в которых читателям будут даваться советы. Например, в рубрике «Советы психолога» можно будет найти рекомендации родителям по поводу того, как правильно строить доверительные, заботливые отношения с ребенком, как бороться с агрессией детей, как сделать поход ребенка в школу радостным для него событием и т.д. Планируется помещать в газету статьи с рекомендациями родителям по созданию теплой семейной обстановки в доме, рубрики с информацией о рынке труда, о наиболее востребованных специальностях. Постоянно в газете родителям будет сообщаться о планируемых мероприятиях, темах и датах общешкольных мероприятий. Таким образом, все члены коллектива будут иметь возможность реализовать свой творческий потенциал. Значение школьной газеты заключается, прежде всего, в том, что с помощью этого издания мы планируем информировать родителей о событиях в школе, приобщая их к жизни своих детей. Мы стараемся создать доверительные отношения между сотрудниками школы и родителями наших учеников, чтобы последние приходили к учителям как к грамотным квалифицированным специалистам за помощью и не боялись показать свою неосведомленность относительно жизни своих детей. Мы призываем родителей к тесному сотрудничеству, ведь только совместными силами мы сможем дать детям полноценное воспитание. Очень приятно, что в нашу редакцию стали поступать обращения, письма родителей с хорошими отзывами о школе, ее сотрудниках и качестве образования, которое получают их дети. Нам радостно оттого, что мы видим первые результаты наших стараний. В целом издание газеты имеет одно главное значение: мы привлекаем детей к активному участию в жизни школы ; учителей – к решению проблем учеников; родителей – к сотрудничеству со школой и участию в жизни их детей. Тем самым мы реализуем основную задачу: приобщаем всех членов школьного коллектива к активному участию в развитии школы.

  6. ПРОБЛЕМЫ

  7.  слабая материальная база;  участие в выпуске школьных изданий лишь узкого круга людей;  недостаточная осведомленность о том, какие цели и задачи должно нести школьное СМИ;  обособленность школьных изданий;

  8. Цель 

  9. создать живую, активно работающую информационную среду через издание школьной газеты.

  10.  реализации творческого потенциала школьного коллектива через издание газеты

  11.  Повысить познавательную активность учащихся, научить их вовремя реагировать на события, находить источники информации

  12. • Предоставить подросткам возможности для «пробы пера» и реализации права «свободы слова» на страницах школьной газеты.

  13. Задачи: Информационная - оперативно и достоверно освещать события и факты школьной жизни. Образовательная - обучение детей современным технологиям издательской деятельности. Воспитательная – совершенствование умений отстаивать свои права, развитие способности к созидательной деятельности, творческой свободы, инициативы, самостоятельности. Коммуникативная – развитие у учащихся коммуникативных качеств, готовности к сотрудничеству, стремления сообща решать возникающие проблемы и вопросы. Управленческая – газета, как печатный орган школы, позволяет оперативно доводить необходимую информацию от управленческой структуры к подразделениям школы и осуществляет обратную связь. Координирующая – различные подразделения школы через газету согласуют свои действия, пропагандируют свои успехи и достижения, обсуждают свои трудности и проблемы.

  14. Участники проекта:  г руппа учащихся из 7-9 классов;  помощники – учителя предметники, специалисты. Продолжительность проекта:  долг осрочный ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.  Повышение социальной активности учащихся.  Развитие познавательной активности.  Повышение интереса к знаниям.  Развитие ценностной ориентации учащихся.  Развитие эстетических вкусов учащихся.  Развитие сотруднических отношений: ученики – учителя – родители.  Повышение технических возможностей новых информационных технологий в образовании.  Систематический выпуск школьной газеты. 

  15. Создание активной группы ребят, знающих: правила создания газетного номера; умеющих выделить актуальную тему для статьи, писать статьи в газету; вовлекающих в проект других учащихся; свободно ориентирующиеся в нужной информации, цензуре; умеющие работать в различных текстовых оболочках.

  16. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.  Компьютеры  Принтер  Сканер  Цифровой фотоаппарат  Интернет  Школьный сайт II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Понятие «Надпредметные умения учащихся» – это универсальные для многих школьных предметов способы получения и применения знаний, в отличие от предметных умений, которые являются специфическими для той или иной учебной дисциплины; они обеспечивают целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания .

  17. В ходе проекта при написании статьи учащиеся приобретают такие надпредметные качества как умение анализировать, делать выводы, формулировать заключения; работать в группах, находить общий язык со сверстниками, оценивать себя. Использование проектного метода обучения позволяет повысить уровень развития детей, способствует формированию умений и навыков работы с источниками, различными материалами, умению выбирать главное (основное), получать новые знания по изученным вопросам, развивать самостоятельность учащихся, функциональную грамотность, применять знания в жизни, т.е. подготовить личность, способную самореализоваться и социально адаптироваться.

  18. Понятие «Способности» – индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность выполнения определенных видов деятельности. Способности не даны от природы в готовом виде, однако большое значение для их развития имеют задатки. Способности часто проявляются в устойчивых интересах и склонностях. Способности подразделяются на специальные и общие. К специальным обычно относятся способности к различным видам художественной деятельности. К общим - такие свойства личности (наблюдательность, конструктивное воображение и т.д.), которые в той или иной мере необходимы для самых разнообразных видов деятельности.

  19. Понятие «Склонность» - расположение к кому-чему-нибудь, влечение, отличающееся постоянностью. Например, склонность к занятиям живописью. Механизм реализации проекта:

  20. Данный проект подразумевает организацию издательской деятельности на базе нашей школы силами учащихся при поддержке учителей, воспитателей, специалистов данной школы

  21. Во время реализации проекта участники делятся на рабочие группы: корреспонденты – сбор информации; редакторы – подготовка материалов, контроль работы журналистов, отсев ненужной информации; верстальщики – приобретение навыков компьютерной полиграфии. С учетом мнений читателей будет корректироваться дальнейшая работа пресс-центра. Реализация данного проекта необходима, прежде всего, для формирования у учащихся знаний, умений и навыков работы с различными видами информации, принимать, редактировать материал, умение рассуждать, умение общаться с людьми, анализировать события, обрабатывать графическую информацию, искать необходимую информацию в различных изданиях, а так же в сети Интернет. А так же детьми осваиваются основные приёмы работы в текстовых оболочках. Учащиеся осваивают понятия: репортаж, очерк, зарисовка, рецензия, стиль газеты и т.д. Школьники смогли бы проявить свою активность и реализовать свои самые разные творческие способности: организаторские, литературные, дизайнерские и т.д.

В газете будет представляться материал, как из школьной жизни, так и информация, взятая из Интернета, из различных источников. Способы и формы реализации проекта: Для достижения цели и решения поставленных задач будет применён комплекс теоретических и эмпирических методов: изучение проектной группой основ журналистики и издательского дела в форме деловой игры; работа с литературой с целью изучения нормативных документов; закрепление полученных учащимися знаний через проигрывание ситуаций-проб (газетные викторины, анкеты); представление интересов учащихся через обсуждение актуальных проблем молодежи, создание мест для творческого самовыражения (публикации, интервью, творческие пробы, социальный опрос, анкетирование).

План реализации проекта

Этапы. Содержание работы. Пути решения. Ожидаемые результаты.

1 Анализ ситуации Проведение социологического опроса, анализ результатов анкетирования Принятие решения о создании школьной газеты, выбор названия. Выпуск пробного номера

2 Создание творческой команды. Распределение функциональных обязанностей по выпуску газеты. Работа в группах, собеседования с учащимися, деловая игра. Обучающие занятия по специальностям. Из числа учащихся 7- 9 классов сформировать группу, разработать концепцию газеты, положение о газете

3 Подготовка школьников к реализации проекта распределение функций, организация тренингов, «проба пера». Выбор тем и рубрик газеты. Принятие и введение в действие Положения о школьной газете «Лицейский вестник»

4 Сбор и оформление информации на электронных носителях. Тренинги, консультации по макетированию, верстке, оформлению газетных материалов. Обучение юных журналистов навыкам журналистского дела. Регулярный выпуск газеты.

5 Подведение итогов работы Анализ реализации проекта, диагностика деятельности , помещение материалов на сайт школы. Продолжение выпуска школьной газеты.