+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Практико-ориентированный проект по французскому языку как форма самостоятельной работы студента

Автор: Пашкова Людмила Карловна

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ КАК ФОРМА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

Пашкова Людмила Карловна

БПОУ ОО «Орловский техникум сферы услуг», г.Орел

 

Внеаудиторная самостоятельная работа как форма учебной деятельности, согласно требованиям ФГОС СПО, является важнейшим элементом образовательного процесса.

Переход к новым образовательным стандартам на основе компетентностного подхода, увеличил объем самостоятельной работы студентов в учебной нагрузке в системе профессионального образования. В концепции Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования третьего поколения самостоятельная работа студентов постепенно превращается в ведущую форму организации учебного процесса.

В самообразовательной деятельности студентов происходит процесс приобретения, систематизирования и закрепления знаний. Именно в ней более всего могут проявляться мотивация студента, его целенаправленность, а также самоорганизованность, самостоятельность, самоконтроль и другие личностные качества. Самостоятельная работа обучающегося может служить основой перестройки его позиций в учебном процессе.

 Основная задача среднего профессионального образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. В этом плане следует признать, что самостоятельная работа студентов является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой.

Это предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, переход от поточного к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и возможностей личности.

В широком смысле под самостоятельной работой следует понимать совокупность всей самостоятельной деятельности студентов как в учебной аудитории, так и вне ее, в контакте с преподавателем и в его отсутствии.    

Критерием успешности для будущего специалиста становится не столько результативность в изучении учебных предметов, сколько отношение человека к возможностям собственного познания, приобретение личностного и профессионального опыта в процессе обучения нестандартными средствами, выработка у студентов стремления и умения самостоятельно добывать и использовать новые знания.

При традиционном подходе к образованию, традиционных средствах обучения ориентированных на классно-урочную форму занятий это невозможно. Необходимо вовлекать каждого студента в активный познавательный процесс, создавать адекватную учебно-предметную среду, которая обеспечивала бы возможность свободного доступа к различным источникам, возможность работать в сотрудничестве при решении разнообразных проблем. Наиболее перспективным для технологии является метод проектов.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности студента на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Метод проектов и обучение в сотрудничестве находят все большее распространение в системе образования. Причин тому несколько, и корни их лежат не только в сфере педагогики, но, главным образом, в сфере социальной:

·            необходимость не столько передавать студентам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;

·            актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умение работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и пр.);

·            актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему;

·            значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

В современном обществе, когда без иностранного языка невозможно представить ни практическую, ни интеллектуальную деятельность человека, повышается к нему интерес и меняется отношение к его изучению и характеру преподавания. При этом одним из эффективных подходов к обучению иностранному языку является использование метода проектов, и, в частности, практико-ориентированного проекта, который предполагает проведение обучения на основе активной профессиональной деятельности обучающихся и их личной заинтересованности в приобретении знаний. Под практико-ориентированным проектом в данном случае понимается работа над проблемой через проектную профессиональную деятельность обучающихся, которая предусматривает практическое решение этой проблемы и умение на практике применять приобретенные ими знания.   Использование этого вида проекта действительно способствует более полному овладению иностранным языком как средством профессионального общения в реальных условиях профессиональной деятельности и самой профессиональной деятельностью обучаемых. А ведь именно профессиональное обучение призвано раскрыть и развить способности и задатки студентов, а также способствовать их творческому саморазвитию. И именно через практическую деятельность в учреждениях среднего профессионального образования расширяется кругозор студентов, закрепляются и совершенствуются полученные ими новые знания, навыки и умения и осуществляется постепенный рост будущих специалистов.

Для системы СПО метод проектов актуален вдвойне, как эффективное средство получения современного образования.

Эпиграфом к проектному обучению может служить китайская пословица “Скажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Вовлеки меня - и я научусь”.

Специальности, получаемые в «Орловском техникуме сферы услуг» связаны с ресторанным бизнесом, обслуживанием в сфере общественного питания. Индустрия питания является сегодня одной из динамично развивающихся отраслей экономики. Она испытывает дефицит профессионально подготовленных кадров рестораторов, технологов, менеджеров ресторанного сервиса. Формирующиеся в крупных городах, в том числе и в городе Орле, ресторанные комплексы требуют постоянно возрастающего количества квалифицированных работников с высоким уровнем профессиональной компетентности, способных к эффективной работе по специальности на уровне международных стандартов.

Владение иностранным языком на высоком уровне становится одним их важных требований, предъявляемым к специалистам с профессиональным образованием любого профиля в условиях рынка труда.

Социокультурная компетентность во многом определяет успешность общения с представителями иноязычной культуры, позволяя чувствовать себя уверенно и комфортно в иноязычной среде. Освоение этой компетенции способно помочь будущим специалистам в преодолении культурных барьеров и формирует культуру взаимоотношений людей. Для реализации адекватной  межкультурной коммуникации необходимо не только знание лексики и свободное оперирование грамматическими формулами, но и способность соотносить языковые средства с нормами речевого поведения, которых придерживаются носители языка.

На уроках французского языка активно использую метод практико-ориентированного проекта. Студенты, обучающиеся по специальности «Технология продукции общественного питания» составляют проекты по следующим темам: «Технологическая карта блюда французской кухни» (с расчетом продуктов на одну порцию и энергетической ценности блюда), «Рецепт и приготовление любимого блюда с комментариями на французском языке», «Меню ресторана». По своей типологии такие проекты являются межпредметными, проводимыми в рамках одной области знания - кулинарии, но на иностранном языке. Выполнение проекта включает воспитательную, коммуникативную, образовательную и деятельную задачи. Воспитательная задача призвана воспитывать творческую самостоятельность студентов, а также привить им любовь к изучению языка. Решение образовательной задачи предусматривает отработку и закрепление новой, в частности, профессиональной лексики по специальности, а также совершенствование речевых навыков на французском языке. Коммуникативная задача заключается в обмене информацией между участниками проекта в процессе совместной профессиональной и речевой деятельности. Деятельная задача отражает способ совместной профессиональной деятельности партнеров проекта.

Таким образом, эффективно организованная самостоятельная работа не только способствует формированию профессиональной компетентности, но и обеспечивает процесс развития методической зрелости, навыков самоорганизации и самоконтроля образовательной деятельности. Это является особенно важным, так как предполагает становление будущего специалиста как субъекта профессиональной деятельности, способного к саморазвитию, проектированию и преобразованию своих действий.

 

Список литературы и информационных источников

 

1.                   Зимняя И. А. Педагогическая психология. – М.: Логос, 2003.

2.                   Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. /       Под ред. Е.С. Полат. - М., 2000

3.                   Журнал «Иностранные языки в школе», №2, 2015

4.                   http://festival.1september.ru

5.                   http://iyazyki.prosv.ru/category/ИЯ-В-СИСТЕМЕ-ПРОФОБРАЗОВАНИЯ/

6.                   Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Иностранные языки   в школе - № № 2, 3 - 2000 г.