+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Проблемы актуальности нравственно-патриотического воспитания в условиях обновления образовательного процесса с учётом ФГОС ДО

Автор: Доржиева Айна Борисовна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Дульдургинский детский сад «Теремок»

 

Музыкальный руководитель:

Доржиева Айна Борисовна

 

Проблемы актуальности нравственно — патриотического воспитания в условиях обновления образовательного процесса с учётом ФГОС ДО.

      Проблема нравственно- патриотического воспитания подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Каждый год в детский сад приходят дети с разными стартовыми возможностями, личностными особенностями, но всех их объединяет одно – они меньше удивляются и восхищаются, интересы их однообразны, построены на куклах лоол и вымышленных персонажах и игрушках, таких как человек-паук, хаги- ваги и др. Современные дети мало знают о родном посёлке, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю, болезни.

Цели и задачи дошкольного образования по ФГОС определяется, через совокупность образовательных областей и обеспечивают всестороннее личностное и познавательное развитие детей.

А содержание образовательных областей направлено на формирование общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических и эстетических качеств. Следовало бы особо выделить проблему развития «нравственных качеств».

Несомненно, что формирование и развитие нравственных качеств происходит в процессе нравственного воспитания. В 90–е  гг. почти исчез из употребления термин «нравственное воспитание», поменялся взгляд на патриотическое и интернациональное воспитание, на первый план было выдвинуто приобщение детей к национальному искусству, народным традициям, формирование доброжелательного отношения к людям всей нашей планеты. И через несколько десятилетий,  социокультурная атмосфера, в которой живёт и развивается современный ребёнок, была не та. И снова актуально звучит тема нравственности.

Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Результатом нравственного воспитания детей дошкольного возраста становится проявление и утверждение в личности определённого набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

В настоящее время в государстве, восстанавливают утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях чувство патриотизма и гражданственности.

Правительством Российской Федерации была принята Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы. (Утверждена постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010г. №795)

Программа определила основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на «поддержание общественной и экономической стабильности, упрочения единства и дружбы народов». Системе образования принадлежит ведущая роль в гражданском и патриотическом становлении подрастающего поколения

Одной из основных задач ФГОС ДОявляется: «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно- нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». Поэтому нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОО.

И главной задачей педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, культуре, обычаям, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, поселку, селу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужеств, воинов которые сейчас отдают свою честь за Родину на Украине.

В стандарте дошкольного образования в образовательных областях

«Познавательное развитие» и «Социально - коммуникативное развитие» выделены задачи по нравственно- патриотическому воспитанию

• «Социально - коммуникативное развитие» направлено на формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;

• «Познавательное развитие» предполагает формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

И стандарт тоже ставит перед (педагогами) нами задачи:

• содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;

• приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

• формирование учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей.

Из этих задач вытекает, что особое значение в дошкольном образовании мы должны уделять нравственно- патриотическому воспитанию детей.

Современная система работы по патриотическому воспитанию представляет собой модель, которая включает три основных направления:

Экологическое: Природа является важным фактором в воспитании патриотизма. Она окружает ребенка, рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. С умения видеть красоту родной природы начинается формирование чувства Родины. Знание природы своего края дает возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает.

Историко-краеведческое: Каждый регион, город, село неповторимы, различаются своим историческим прошлым, архитектурой. Задача педагогов и родителей знакомить детей с окружающей действительностью, опираясь на исторические события и факты.

Культурное: Знакомя детей с истоками народной культуры, мы приобщаем их к культурному богатству русского народа. Знакомя детей с фольклором, предметами старины, традициями народа, мы помогаем им усвоить опыт наших предков.

ВЫВОД:  Патриотизм дошкольника характеризуется желанием ребенка активно взаимодействовать с близким и понятным ему окружающим миром.

     Сущность воспитания патриотизма заключается в том, чтобы «завести» у ребенка «внутренний механизм», сформировать отзывчивость, изобретательность, применяя при этом необходимые средства влияния на эмоционально-чувственную сферу.

     Воспитание патриотизма у ребенка дошкольного возраста успешно осуществляется в процессе познания им родного дома, природы, культурного наследия родного края и эмоционального взаимодействия с окружающими.