+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Познание начинается с удивления (Аристотель)

Автор: Троц Мария Артемьевна

«Познание начинается с удивления. (Аристотель)»

 

Невозможно не согласиться с высказыванием великого мыслителя. Только  то, что вызывает интерес и удивление побуждает нас к процессу познания. Это относиться ко всему: предметам, событиям, явлениям. Современный мир в, присущей ему прогрессии, постоянно меняется, каждый день мы сталкиваемся с новой информацией, каждый день наполнен удивительными открытиями.  Все научные открытия были совершенны благодаря желанию изучить, узнать, познать, понять природу чего-либо. И первой и главной мотивацией является именно удивление.  

Многие ученые изучали взаимосвязь познания и удивления. Французский философ, математик и естествоиспытатель Рене Декарт ставил удивление на первое место среди шести основных чувств человека (зрение, слух, обоняние, осязание, чувство равновесия и положения в пространстве). Он писал, поскольку мы удивляемся до того, как мы определяем ценность предмета, то удивление есть первая из всех страстей. Удивление не имеет противоположной себе эмоции. Оно выполняет важную роль в познании, так как при его возникновении душа внимательно рассматривает предметы, кажущиеся ей необычными и редкими.  Немецкий философ Эммануил Кант  определял удивление как чувство замешательства при встрече с чем-то неожиданным. Он выделял в эмоции удивления 2 стадии: первоначально оно задерживает развитие мысли, а потом содействует приливу мыслей и неожиданных представлений. В своем высказывании: «Познание начинается с удивления» Аристотель показывал удивление, как побудитель познания. Он считал, что удивление является переходом от познания простых вещей к более сложным.

В настоящее время актуальность все больше набирает направление педагогики разработанная кандидатом педагогических наук, доцентом П.А. Степичевым.

Педагогика удивления — это педагогика отношений, а не требований, так как педагог создает поле отношений для дальнейшей совместной познавательной деятельности. В основе педагогики удивления лежит принцип учета интересов, жизненной ситуации, особенностей и уровня развития, а также активности и свободы творчества. Педагогика удивления продолжает гуманистическое течение, где главной является личность как объект воспитания и обучения.

Удивление, «диво-дивное», является тем механизмом, который запускается в раннем детстве, когда ребенок, сталкиваясь с неизвестными ему предметами, явлениями, фактами и ситуациями, открывает для себя окружающий, неведомый ему мир, через главный механизм познания-эмоции. Именно удивление способствует формированию мотивации к познанию окружающего, неизведанного мира для малыша. Для ребенка эмоциональное общение и обеспечение окружающего эмоционального комфорта являются ведущими факторами процесса развития.

Согласно классификации, предложенной П.А. Степичевым источником удивления могут служить: факты, методы или предметы. Удивление методом зависит от умения воспитателя владеть материалом как методическим инструментарием, вызывающим активный интерес у ребенка. Мастерство педагога играет ведущую роль.

 Поскольку ведущим видом деятельности детей раннего возраста является предметная деятельность, с ней тесно связаны и эмоции. На основе чувства удивления, у ребенка возникает элементарная любознательность и стремление к познанию. Как же вызвать это стремление к познанию? В этой ситуации можно воспользоваться лайфхаками –обычными предметами, которые применяются в необычных ситуациях и поэтому, вызывают у детей удивление, радость, интерес к окружающему миру.

При создании педагогического лайфхака воспитателями используются разные бытовые предметы или природные объекты, с которыми можно придумать любопытные и увлекательные для детей занятия, направленные на развитие творческих способностей. Детей раннего возраста очень легко заинтересовать, для него любой предмет-это «лайфхак», только воспитателю лишь немного нужно быть фокусником, актером, художником, строителем.

Став воспитателем, я заметила, что если подать информацию детям так, что она их удивит (даже если кому-то из них это известно), они будут внимательнее, активнее. Удивление является механизмом, который запускает в раннем детстве, когда ребенок сталкивается с неизвестными ему предметами, явлениями, ситуациями, открывает для себя новый мир через главный механизм познания – эмоции. Именно удивление становится мотивацией к познанию ребенком неизвестного мира.