Технология развития критического мышления через чтение и письмо как средство развития универсальных учебных действий младших школьников
Автор: Гилько Наталья Валерьевна
В свете реализации требований ФГОС результатом обучения в начальной
школе должно стать формирование у учащихся общеучебных навыков и способности самоорганизации своей деятельности, позволяющих решать различные учебные задачи. В своей практике я активно использую технологию ТРКМЧП (технология развития критического мышления через чтение и письмо) как одно из эффективных средств формирования универсальных учебных действий у младших школьников. Данная технология отвечает целям образования на современном этапе, вооружает ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения самообразования.
Учебное занятие, проводимое по этой технологии, строится в соответствии с технологической цепочкой: вызов - осмысление - рефлексия.
Стадия вызова
Деятельность учителя. Задачи данной фазы: вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы.
Деятельность учащихся: ученик "вспоминает", что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ.
Возможные приемы и методы: составление «корзины идей»; древо предсказаний; предположение по ключевым словам; графическая систематизация материала: кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки и т.д.
Стадия осмысления
Деятельность учителя. Задачи данной фазы: сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания "старого" к "новому".
Деятельность учащихся: ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации.
Возможные приемы и методы: маркировка с использованием значков "v", "+", "-", "?" (по мере чтения ставятся на полях справа); поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д.; заполнение таблиц (знаю, хочу узнать, узнал), (плюс, минус, интересно), концептуальных и сводных таблиц; формулирование вопросов; чтение с остановками.
Стадия рефлексии
Деятельность учителя. Задачи данной фазы: вернуть учащихся к первоначальным записям - предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.
Деятельность учащихся: учащиеся соотносят "новую" информацию со "старой", используя знания, полученные на стадии осмысления.
Возможные приемы и методы: заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации; возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям; ответы на поставленные вопросы; организация устных и письменных столов; написание творческих работ (синквейны, эссе); исследования по отдельным вопросам темы и т.д.
Использование ТРКМЧП на уроках в начальной школе – один из путей модернизации и совершенствования учебного процесса. Это создаёт широкое образовательное пространство, где может происходить продуктивное развитие не только учащихся, но и педагогов.