Применение ИКТ в обучении. Активизация познавательных интересов младших школьников
Автор: Есипенко Ольга Викторовна
Доклад на РМО
учителя начальных классов Есипенко О.В. МАОУ СОШ № 29
им.Н.Г. Гарагана пос. Дружного
28.03.2024г.
на тему:
«Применение ИКТ в обучении.
Активизация познавательных интересов
младших школьников».
Доска и мел – наши главные инструменты, но темп современной жизни выдвигает новые требования к процессу обучения, а значит и новые инструменты. Этим инструментом стал компьютер, считающийся совсем недавно роскошью, а сейчас так тесно вошёл в нашу жизнь, что стал необходимостью.
Важная проблема школы - активизация познавательных интересов школьников.
Поиски путей развития активизации познавательной деятельности у младших школьников, развитие их познавательных способностей и самостоятельности – задача, которую призваны решать многие педагоги, психологи, методисты и учителя.
(Слайд 1)
Как найти нужную информацию во всем многообразии источников и удовлетворить свой интерес к разным областям знаний. Вот чему мы должны учить современного школьника.
(Слайд 2)
Компьютер занял значительное место в круге детских интересов. ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) обеспечивают школьника важными знаниями о мире, облегчают понимание сложных вещей и явлений, развивают у ребёнка интеллектуальные умения и тем самым, решая, прежде всего, образовательную задачу.
(Слайд3)
Познавательный интерес, который формирует правильное использование ИКТ в образовательном пространстве, является важным фактором успешного учения и дальнейшего становления личности в целом.
(Слайд 4)
Анализ литературы по проблемам развития познавательной активности свидетельствует, что этот термин учёные понимают по–разному. Одни отождествляют активность с деятельностью, другие считают, что это результат деятельности, третьи, что активность – более широкое понятие, чем деятельность.
(Слайд 5)
Познавательная активность носит поисковый характер. Под его влиянием возникают вопросы, ответы на которые ученик постоянно и активно ищет, испытывая при этом эмоциональный подъём, радость от удачи! В свою очередь это влияет и на протекание таких психических процессов, как мышление, воображение, память и внимание.
(Слайд 6)
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ИГРАЕТ ВАЖНУЮ РОЛЬ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ РЕБЕНКА ХХI ВЕКА.
Отсюда следуют цели использования ИКТ:
• Повысить мотивацию обучения;
• Повысить эффективность процесса обучения;
• Способствовать активизации познавательной сферы обучающихся;
• Совершенствовать методики проведения уроков;
• Своевременно отслеживать результаты обучения и воспитания;
• Планировать и систематизировать свою работу;
• Использовать как средство самообразования;
• Качественно и быстро подготовить урок (мероприятие).
(Слайд 7).
Использование ИКТ в начальной школе позволяет:
- активизировать познавательную деятельность,
- проводить уроки на высоком эстетическом уровне,
- организовывать одновременно детей, обладающих разными возможностями и способностями,
- повысить качество усвоения материала,
- применять разноуровневые задания.
(Слайд 8).
Использование ИТ на уроке позволяет в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:
- принцип равенства позиций
- принцип доверительности
- принцип обратной связи
- принцип занятия исследовательской позиции
(Слайд 9)
Спектр применения учителем ИТ широк и разнообразен:
1. Подбор иллюстративного материала к уроку и для оформления стендов, класса (сканирование, Интернет; принтер, создание презентаций учителя и учащихся, использование готовых презентаций для повышения эффективности урока.)
2. Подбор дополнительного познавательного материала к уроку окружающего мира, литературного чтения (с использованием Интернет), знакомство со сценариями праздников и внеклассных мероприятий.
3. Обмен опытом, создание своего персонального сайта, наработками других педагогов России и зарубежья.
4. Оформление классной документации, отчетов. (Компьютер позволяет не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения).
6. Создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.)
Вывод: ИТ помогают учителю систематизировать и сохранить личные методические наработки, подготовить отчётную документацию, оформить учебный стенд и при более низких временных затратах получить более высокий результат в обучении детей.
(Слайд10)
Факторы, побуждающие к активности:
- интерес (если учебный материал содержит актуальные вопросы, которые приходиться решать в повседневной жизни, то интерес резко возрастает).
- исследование (побуждает к самостоятельному или коллективному поиску новых знаний)
- состязательность (любое игровое занятие содержит «пружину» для саморазвития)
- похвала и одобрение (каждый ребёнок нуждается по мнению психологов в признании, добром взгляде и ласковом слове)
Но нельзя забывать о том факторе насколько наглядным и удобным для восприятия будет учебный материал.
(Слайд11)
Презентация –мощное средство наглядности, развития познавательного интереса. Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным.
При разработке презентации учитываю, что она:
- быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами;
- вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;
- усиливает воздействие выступления.
(Слайд12)
Благодаря компьютеру дети получают наглядную информацию в виде видеофрагментов, фильмов о природе и окружающей жизни. Учитель или ученик могут на большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению: видеозапись, снимки, чертежи. Заранее созданная презентация заменяет классную доску при объяснении нового материала для фиксации внимания учащихся на каких-либо иллюстрациях, содержат изображения, видеоматериалы, тестовые задания.
Создание слайдов, подборка и прослушивание музыки, красочное оформление, интересное задание, ребус, подобранные с использованием Интернет- ресурсов мобилизуют умственные возможности детей, развивают их организаторские способности, прививают навыки самодисциплины, доставляют радость от совместных действий. Ребенок становится идущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.
Все эти мероприятия с помощью ИТ позволяют отправиться хоть на край света, хотя требуют много времени и усилий. Но работая в парах, группах, выполняя роль ведущего, участника инсценировки, руководителя игры, исполнителя песни дети активны, успешны, реализованы, они раскрываются, так как именно здесь оказываются востребованными те положительные качества и знания, которые на уроках и в обыденной жизни не проявляются или не находят применения.
Выполняя карточки - задания на «Учи.ру», принимая участие в онлайн – олимпиадах, дети, которые не отличаются высокой активностью на уроках, начинают высказывать своё мнение, делятся впечатлениями от предложенных заданий, радуются грамотам. Мотивы обучения становятся более устойчивыми, появляется интерес к предмету, меняется самооценка, охотнее ученик идёт на контакт с учителем, становится более дисциплинированным, появляется вера в свои силы.
Самостоятельная работа и организация эффективного контроля деятельности в системе учебных занятий обрела статус объективно необходимой формы обучения и служит в настоящее время ведущими средствами активизации познавательной деятельности, если школьник пытается использовать свои знания в необычной ситуации и выполняет разнообразные задания, сложность которых соответствует различным видам психической деятельности. К приёмам, которые способствуют развитию активных самостоятельных действий учащихся в учебном процессе, можно отнести ситуации, в которых ученик:
- защищает своё мнение, используя приобретённые знания;
- задаёт вопросы, углубляясь с их помощью в процесс познания;
- выполняет задания, рассчитанные на изучение дополнительной литературы;
- ищет несколько решений, а не ограничивается одним;
- осуществляет самопроверку, анализ собственных познавательных и практических действий.
Эффективности обучения и активизации познавательных способностей способствует не просто введение самостоятельных работ и увеличение их количества, а организации именно системы самостоятельных заданий, связанных со всем преподаванием в целом. (на помощь опять придут электронные пособия и тетради).
(Слайд 13)
Чтобы применение компьютера на предметных уроках давало положительные результаты, необходима правильная организация работы учебного процесса:
- компьютерные задания должны быть составлены в соответствии с содержанием учебного предмета и методикой его преподавания, развивающие, активизирующие мыслительную деятельность и формирующие учебную деятельность учащихся;
- использование ИКТ должно способствовать лучшему усвоению учебного материала, не уводя и не отвлекая учеников от учебной цели.
- использование компьютера допустимо в течение урока не более 10-15 минут.
(Санитарные правила и нормы)
(Слайд 14)
Образовательные ресурсы можно классифицировать:
- методические разработки и дидактические материалы
- учебные программы
- статьи из опыта работы
- конспекты уроков
- видеоматериалы
- презентации
- электронные тетради и учебники
(Слайд 15)
Труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях – он повышает качество знаний, продвигает ребенка в общем развитии.
(Слайд16)
В Ы В О Д:
Современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, активизировать познавательные интересы младших школьников, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.
(Слайд17)
«Сущность педагогического опыта в том и заключается, что перед учителем каждый год открывается что-то новое, и в стремлении постигнуть новое раскрываются его творческие силы»
В.А . Сухомлинский
(Слайд18)