Использование нейросетей для изучения английского языка
Автор: Белогорцева Варвара,
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа имени А.А.Климова п.г.т. Петра Дубрава муниципального района Волжский Самарской области
Секция: «Иностранные языки»
Тема: « Использование нейросетей для изучения английского языка»
Автор: Белогорцева Варвара,
обучающаяся 4Б класс
ГБОУ СОШ п.г.т. Петра Дубрава
Научный руководитель: Юлдашева Р.Ш.
учитель английского языка
п.г.т. Петра Дубрава
2024-2025 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………..……......3
-
Теоретическая часть.
1.1 Что такое нейросеть ....................................................………..………...…..5
1.2 Разновидность нейросетей ……………………………………….....…..….6
-
Практическая часть.
2.1 Как использовать нейросеть ChatGPT. для изучения английсих слов?..7
2.2 Социологический опрос ………………………………………………......10
3. Вывод………………………………………………………………….………...14
-
Заключение…………………………………………………….…..….….…....15
-
Список литературы …………………………………………………………..16
-
Приложение №1…….………………………………………...………………..20
-
Приложение №2…………………………..………………...………………….21
Введение
Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. В последние десятилетия наблюдается значительный рост интереса к использованию технологий в образовательном процессе, что связано с стремительным развитием информационных технологий и их внедрением в различные сферы жизни. Одной из наиболее перспективных и актуальных областей применения современных технологий является изучение иностранных языков, в частности, английского языка, который стал международным средством общения. В этом контексте нейросети, как одна из форм искусственного интеллекта, открывают новые горизонты для повышения эффективности обучения, позволяя преодолевать традиционные барьеры, с которыми сталкиваются учащиеся.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что многие школьники испытывают трудности в изучении лексики английского языка, что часто связано с недостатком практики общения и отсутствием интерактивных методов обучения. Традиционные подходы к обучению, как правило, не обеспечивают достаточной мотивации и вовлеченности учащихся, что приводит к снижению интереса к изучаемому предмету. Использование нейросетей может стать эффективным инструментом для создания более динамичной и адаптивной образовательной среды, способствующей лучшему усвоению лексики и развитию языковых навыков.
Цель — показать на конкретных примерах возможности использования нейросетей в изучении английского языка в школе и выделить их основные преимущества и недостатки.
Задачи:
1. Узнать, как происходит процесс изучения английского языка, дать определение термину «нейросеть».
-
Определить, какие приложения для изучения английского языка используют мои одноклассники при изучении английского языка.
-
Разработать памятку с подробным описанием существующих приложений для запоминания английских слов.
Гипотеза: в данном исследовании предполагается, что изучение английского языка будет более эффективным, если умело использовать нейросетевые технологии.
Предмет исследования: эффективные приложения для изучения английского языка.
Объект исследования: английская лексика.
Использовались следующие методы исследования:
-
Сбор информации по теме исследования;
-
Описательный и аналитический метод;
-
Метод статистической обработки результатов;
-
Обобщающий метод;
Теоретическая значимость моего исследования заключается в том, что, используя нейросетевые технологии, можно будет тренировать свою память, облегчить процесс запоминания английских слов, экономить время и улучшить качество знаний по предмету.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные знания могут использовать учащиеся при подготовке к урокам английского языка, а также все желающие при самостоятельном изучении английского языка.
Теоретическая часть
1.1 Что такое нейросеть?
Нейросеть — это тип машинного обучения, при котором компьютерная программа имитирует работу человеческого мозга. Подобно тому, как нейроны в мозге передают сигналы друг другу, в нейросети информацией обмениваются вычислительные элементы.
Идею нейронных сетей впервые предложили исследователи из Чикагского университета Уоррен Маккалоу и Уолтер Питтс в 1944 году. Первую обучаемую нейросеть в 1957 году продемонстрировал психолог Корнеллского университета Фрэнк Розенблатт. Она была примитивной (одноуровневой).
В 1980-х годах, когда появились более мощные компьютеры для вычислений, исследователи смогли разработать нейросети с двумя и тремя уровнями обучения.
Однако возрождение интереса к нейронным сетям и революция в глубоком обучении произошли лишь в последние годы благодаря индустрии компьютерных игр. Современные игры требуют сложных вычислений для обработки большого числа операций. В итоге производители начали выпускать графические процессоры (GPU), которые объединяют тысячи относительно простых вычислительных ядер на одном чипе. Исследователи вскоре поняли, что архитектура графического процессора очень похожа на архитектуру нейросети.
Современные GPU позволили развивать «глубокое обучение» — повышать глубину слоев нейросети. Именно благодаря ему появились самообучаемые нейросети, которые не требуют специальной настройки, а самостоятельно обрабатывают входящую информацию
1.2 Разовидности нейросетей
Чат-бот ChatGPT от OpenA может отвечать на вопросы, поддерживать диалог, искать ошибки в коде, сочинять стихи, писать сценарии и т. д.
Нейросети DALL-E, Midjourney, Stable Diffusion генерируют картинки по текстовому описанию.
Нейросеть Imaginary soundscape создает фоновую музыку по изображению.
GigaChat — сервис на основе искусственного интеллекта, способный общаться с пользователями в режиме диалога, генерировать по запросу тексты и изображения и писать программный код и создании музыки. Данный чат-бот разработан Сбером и поддерживает русский и английский языки.
Практическая часть
2.1 Как использовать нейросеть ChatGPT для изучения английсих слов?
1. Необходимо составить план обучения.
Если не знаете, с чего начать или продолжить изучать иностранный язык — обратитесь к нейросети. Чтобы искусственный интеллект составил подходящую вам программу, укажите следующее:
-
какой язык хотите изучать;
-
уровень владения языком;
-
цели: например, свободно общаться или подготовиться к экзамену;
-
на какой срок планируете обучение;
-
предпочтения в обучении: например, учиться через разговоры или практические задания.
Например, подойдет такой промпт: «Составь план обучения по английскому языку для начинающего. Я хочу свободно общаться и учиться в течение 3 месяцев. Мне нравятся разговорные практики, практические задания и переводы текстов». Отправляем запрос в ChatGPT и получаем такую программу:
2. Нейросеть поможет перевести слово, составит тематические списки слов и составит упражнения для их запоминания. Рассмотрим все по порядку.
Если встретилось незнакомое слово, можно попросить нейросеть его перевести. А чтобы получить больше пользы, попросите искусственный интеллект объяснить оттенок значения слова, в каком контексте оно используется и привести примеры для наглядности. Отправим в ChatGPT промпт: «Объясни оттенок значения английского слова large. Включи в свой ответ контексты, в которых это слово используется, и напиши примеры предложений, чтобы проиллюстрировать их. Расскажи, как значение этого слова может варьироваться в зависимости от темы».
Искусственный интеллект может составить необходимую лексику. Например, перед перелетом в другую страну полезно выучить слова, которые можно услышать в аэропорту. Попросим ChatGPT помочь: «Составь список английских слов и фраз, которые можно услышать в аэропорту. Включи термины, относящиеся к процессу регистрации, безопасности, посадки на борт, а также слова, связанные с обслуживанием пассажиров и навигацией по аэропорту. Постарайся сделать список разнообразным и охватить все ключевые аспекты п утешествия».
Теперь можно попросить нейросеть, составить упражнения с этими словами. Так вы лучше поймете их контекст и запомните значения. Попросим ChatGPT придумать задания со словами из первого пункта: «Помоги мне выучить эти слова. Составь упражнения со словами из первого пункта. Включи задания на перевод, составление диалогов и заполнение пропусков».
Социологический опрос
2.2 Определение способов и приёмов запоминания слов, которые используют мои одноклассники при изучении английского языка
В начале 2024 -2025 учебного года мною было проведено анкетирование среди 4 –х классов. В анкетировании участвовало 68 обучающихся.
-
«Нравится ли тебе изучать английский язык?»
-
«Что для тебя является трудным при изучении английского языка?»
-
«Какими способами Вы запоминаете слова?»
-
«Какую оценку ты обычно получаешь за словарный диктант?»
Я зафиксировала и проанализировала ответы 68-и учащихся, которые можно отразить в следующей таблице. (Приложение №1)
Основной возраст опрашиваемых подростки – 11 лет (65%) и 12 лет(35%)
Вопрос №1. «Нравится ли тебе изучать английский язык?»
Проанализировав ответы своих одноклассников на первый вопрос, я выяснила, что только 30 участникам анкеты нравится изучать английский язык- 45%, 38 обучающимся не нравится изучать английский язык- 55%.
Да |
Нет |
45% |
55% |
Вопрос №2«Что для тебя является трудным при изучении английского
языка?»
Анкетирование обучающихся показало, что учащиеся испытывали трудности в запоминании английских слов (62%), при составлении предложений (23%), чтении (15%). Это связано с тем, что обучающиеся не умеют запоминать и применять новые знания.
Запоминание английских слов |
Составление предложений |
Чтение |
62% |
23% |
3 % |
Вопрос № 3 «Какими способами Вы запоминаете слова?»
У всех есть свои способы запоминания слов. В основном они делятся на три группы: первая – «повторяю». Второй – «записываю». Третий – «придумываю ассоциации».
Использую нейросетевые приложения |
Использую традиционные методы (записываю) |
80% |
15% |
Вопрос №4 «Какую оценку ты обычно получаешь за словарный диктант?»
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
20% |
55% |
10% |
15% |
2.2 Проведение словарного диктанта
Я решила провести среди моих одноклассников словарные диктанты по теме «Music» (Приложение №2). В 4Б классе я решила воспользоваться простым способом запоминания. Перед словарным диктантом, мы проговорили по 10 словарных слов по теме «Музыка» и предложили ребятам написать их по памяти.
Результаты диктантов "по памяти" оказались следующие:
- запомнили 10 слов – 1 учеников;
- запомнили от 8-9 слов – 3 ученика;
- запомнили от 6-7 слов – 5 учеников;
- запомнили от 4-5 слов –2 ученика;
- запомнили от 2-3 слов – 2 ученика.
В 4Б классе я раздала каждому ученику памятку с подробным описанием приемов заучивания лексики через нейросетевые приложения . После ознакомления с основными способами и приёмами запоминания английских слов, я предложила своим одноклассникам выбрать самые подходящие для них способы, предложила запомнить слова используя памятку (Приложение №3). На следующий день ребята написали диктант, и вот что получилось:
- запомнили 10 слов – 3 ученика;
- запомнили от 8-9 слов – 5 учеников;
- запомнили от 6-7 слов – 2 учеников;
- запомнили от 4-5 слов – 1 ученик;
-запомнили от 2-3 слов – 1 ученик;