Система школьного образования (изменения и планы)
Автор: Дмитриева Светлана Ивановна
Система школьного образования ( изменения и планы)
Отечественная система школьного исторического образования вот уже практически 25 лет находится в стадии перманентного реформирования, а значит – непрерывного обновления. Особенностью не только образовательных , но и всех остальных реформ в России является отсутствие не только четко продуманных последствий принимаемых мер, но и выверенных средств для достижения поставленных задач. Обычное для других правило- сначала проверить в порядке эксперимента удачность выбора предлагаемых решений, в нашем случае почти всегда приводило к тому, что площадкой для эксперимента становилась почти вся система образования страны. Но через какое-то время становилось ясно , планы оказались несбыточными, задачи –нерешенными, а результат - порой прямо противоположный поставленным целям.
В этой связи важной проблемой продолжает оставаться соотношение курсов отечественной и зарубежной истории. В нормативных документах отсутствует прямое указание на то, сколько часов должно быть отведено на то и другое. В зависимости от индивидуальных интересов учителя , он порой уделяет приоритетное внимание либо одному, либо другому ( записывая в журнал , то что требуют методисты и управленцы).
Еще большей проблемой продолжает оставаться и соотношение курсов истории и обществознания. Попытки введения все новых и новых предметов в школьную программу в полной мере отразились и на структуре обществоведческого образования. В итоге с конца 1990-х гг и по сегодняшний день мы имеем настолько сложную систему, что получалось странное – едва ни по каждой социальной проблеме требовалось вводить новые и новые курсы. Причем курсы. вписанные в концентрическую систему обучения , требовали еще и повторения во втором концентре. Естественно при разработке программ часы на них черпались за счет истории. Никого при этом не интересовало может ли ученик 5 класса не только понять , но даже прочитать тексты, решить задачи. Замечу также, что вопрос о том, будет ли он их читать , ответа не требовал , ибо он был очевиден. НЕТ! Не интересует , нынешних министров и то, что делается это в ущерб изучению истории конкретного социального опыта, ранее включавшегося в курс истории.
Новым явлением в школьном историческом образовании стала разработка государственных образовательных стандартов. В современной Концепции «новых стандартов» говорится
-«Общее образование школьника должно формировать целостную систему знаний, умений, навыков, а также самостоятельную деятельность и личную ответственность обучающегося, т.е. ключевые компетенции определяющие современное качество образования . Задача воспитания в Концепции формирование у школьника гражданской ответственности и правового самосознания, духовности, культуры, инициативы, самостоятельности, толерантности, способности , социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.»
Новая цель образования по «Стандартам» :
« Воспитание, социализация, педагогическая поддержка по становлению и развитию высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентностного, гражданина России.
Разве раньше, что было не так, разве раньше, что-то из выше перечисленного не воспитывалось в детях?. Так зачем, отмываются нефтедоллары на нищем образовании. Невольно ловишь себя на мысли – а разве не такие же цели ставили в дореволюционной , советской, постсоветской системе? А кто руководитель авторского коллектива «Стандартов?»
Человек далекий от школьного образования. В них отражены лишь общие подходы , а сама содержательная часть станет уделом учителя, и снова нам писать «Рабочие программы». но и этот процесс в силу набирающего силу усиления присутствия государства в образовательной сфере- особый вопрос, ибо эта тенденция входит в противоречие с вектором развития страны на данном этапе.
Итак, еще одна проблема, которая претерпела причудливую эволюцию в последнее время – проблема взаимоотношения государства и системы школьного исторического образования. Провозгласив свой «уход» из разных сфер жизни общества, новая власть на самом деле никуда не думала уходить. Она лишь меняла формы своего присутствия в образовательном пространстве.
Сегодня вновь и вновь ставится вопрос о воспитательной функции исторического образования, особенно истории нашего Отечества. Это в большей мере реакция на принижение и даже полное отрицание таковой роли в публицистике и дискуссиях в образовательной среде 1990-хг.г.. тогда не мало было сделано для развенчания героев своей истории, ориентации на кумиров и героев зарубежной истории. В итоге не знаем ни Яна Гуса, ни Яна Жижку, ни Павку Корчагина, ни Олега Кошевого- все очернено, погублено. но , хотелось бы чтобы в самом деле реализация воспитательного потенциала истории не привела к тому, чтобы под флагом патриотизма в школьные аудитории и на внеклассные мероприятия не проникли ксенофобия и проповедь национальной исключительности. Это может обернуться большой бедой для нашей многонациональной страны. А такие примеры , увы, сегодня не редкость. Те, кто открывает этот «ящик Пандоры» в многонациональной стране , должны понимать- такие меры страну и школу не укрепят , а развалят.
Историческое образовании и компьютеризация – конечно тема специального анализа и обсуждения. По мнению специалистов, сейчас в стране почти не осталось школ, где не было бы компьютеров. Однако, если положить руку на сердце, следует признать, что насыщение школы компьютерами пока не привело к ее серьезному и повседневному использованию в интересах исторического образования.
С принятием Государственной Думой решения о переходе к обязательному полному среднему образованию следует с учетом опыта последних лет продумать новую структуру исторического и обществоведческого образования в нем.
Введенный , в последнее время ИКС ( историко- культурный стандарт) не решает всех вопросов исторического образования, а порой задает их еще больше. Учебники несовершенны, предлагаемая синхронизация периодов не совпадает. УМК не выдается в школах бесплатно, а родители порой не желают приобретать тетради, атласы, контурные карты. Тупик! Какое образование нас ждет в 2020году, когда предположительно введут обязательный экзамен по истории?