+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Конспект познавательного занятия по экологии "Зелёная аптека" в средней группе

Автор: Аксенова Юлия Анатольевна

Конспект познавательного   занятия  по экологии «Зелёная аптека»

Средняя группа

Цель: познакомить детей с понятием «лекарственные растения» и о  пользе, которую они приносят людям;

Задачи:
1. Закрепить знания детей о растениях и их значении в нашей жизни;

2. Способствовать развитию операций мышления: анализа, сравнения, памяти, внимания;

3. Воспитывать интерес и бережное отношение к растениям.

Материал:

— наглядный материал: иллюстрации с изображением лекарственных растений, деревьев;

— раздаточный материал: листочки деревьев;

— модели деревьев без листьев (дуб, клён, берёза, осина); травы – подорожника;

— аудиозапись «Звуки леса»;

— лекарственная трава – мята;

— магнитная доска.

Методические приёмы:

— сюрпризный момент (письмо, встреча с лисой);

— художественное слово (стихотворение, загадка);

— игра « 1,2,3 – дереву листочек подари!»;

— рассказ воспитателя и объяснение;

— вопросы к детям;

— роль лисички исполняет ребёнок;

— обращение к личному опыту детей;

— рассматривание иллюстраций;

— решение проблемных ситуаций.

Словарная работа:

Лекарственные растения, мята, отвар.

Предварительная работа:

— беседа «Значение растений в природе»;

— дидактическая игра «Больничка для растений», «Живая и неживая природа», «Наряди деревце»;

— разучивание стихов, загадок про растения (деревья, цветы, травы);

— пластитечкий этюд «Маленькое зёрнышко», «Наши алые цветы»;

— чтение художественной литературы про растения;

— наблюдения за растениями на прогулке и в группе.

Ход  занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня утром сорока принесла нам письмо! Хотите узнать, кто нам его прислал? (да)

Послушайте загадку. Если вы её разгадаете, то поймёте от кого оно:

Они бывают разные:

Полезные, опасные,

Красивые, пахучие.

С листьями, колючие.

Лекарства заменяют

И лакомством бывают,

И чаем нас напоят,

И даже дом построят,

Земли они творенья

Зовём мы их… (растения)

Воспитатель: — Ребята, а что такое растения? (травы, кусты, деревья, цветы) – располагаем иллюстрации на магнитной доске.

 Почему травы, цветы, кусты, деревья – всё это растения? (у растений есть корень, стебель, листья, цветы, плоды)

 Ребята, как вы думаете, растения живые или неживые? (живые)

 А почему вы так думаете? (они растут, дышат, питаются)

 Где мы можем встретить много различных растений? (в лесу, парке)

 А какие растения в лесу самые высокие? (деревья)

 Назовите деревья, которые вы знаете (ель, сосна, дуб, берёза, тополь, рябина, клён, осина)

 Ребята, а для чего нам нужны деревья? (дарят чистый воздух – кислород)

 А ещё для чего нам нужны растения? (для красоты)

 Да, верно, говорят: «Рощи да леса – всему свету краса».

 Ребята, а вы хотели бы прогуляться по лесу? (да). – Тогда, я приглашаю вас отправиться на прогулку в лес. Но прежде, вспомним, как мы будем вести себя в лесу. (не будем шуметь, обижать лесных жителей, рвать и ломать растения). В путешествии всякое может случиться, поэтому захватим с собой аптечку.

Приходят в лес.

Воспитатель: посмотрите, как много разных деревьев. Какой здесь чистый воздух. (глубокий вдох, выдох)

 Ребята, в конверте, который принесла сорока что-то ещё лежит. Заглянем в него? – Да это же листочки. (выкладывают все листочки). Только с каких деревьев они я не знаю. Помогите мне, пожалуйста, разобраться.

Воспитатель: Есть такое могучее дерево, его сравнивают с богатырём.  Кто догадался, что это за дерево? (дуб)

 здесь есть дубовые листочки? Возьмите по одному (дети берут)

 предлагаю вам поиграть: «1,2,3 – дубу листик подари!» (дети подбегают к дубу и «дарят» ему листочки)

 Кто знает стихотворение о дубе? (чтение стихотворения ребёнком)

 А вот этот листочек,  с какого дерева оторвался? (с берёзы)

 «1,2,3 – берёзе листик подари!»

 Из всех деревьев русскому народу милее белоствольная берёза. Её сравнивают с девицей.

  Ребята, а у какого дерева листочки резные, похожие на раскрытую ладошку? Осенью они очень яркие: красные, жёлтые, оранжевые, как расписной терем красуется это дерево. (клён)

 А про это  дерево говорят, что оно беззащитное. Когда дует ветерок, оно дрожит. Что это за дерево? (осина)

  ребята, я предлагаю мальчикам найти листочки клёна, а девочкам – осиновые листочки и подарить их клёну и осинке.

 «1, 2,3 – клёну и осинке листик подари!»

 Молодцы, ребята, вы правильно выполнили задание. А теперь немножко отдохнём. Предлагаю вам посидеть в лесочке, полюбоваться красотой, подышать свежим воздухом и послушать пение птиц.

Звучит аудиозапись; слышится плач – появляется лисичка (ребёнок), держится за колено),

Воспитатель: Здравствуй, лисонька, что случилось?

Лиса: Я играла с зайчишкой в догонялки, упала и поранила коленку. Ой-ой-ой, больно!

Воспитатель: Ребята, что делать? (нужно помочь лисичке).  – Что мы будем делать, как лечить ранку? (помазать йодом)

— Молодцы, ребята! Сейчас найдём йод в нашей аптечке и полечим лисичку.

Лиса: Нет! Я боюсь йода, он жжется! Моя мама-лиса мои ранки лечит травкой   лечебной.

Воспитатель: Это что же за травка такая?

Лиса: А вы попробуйте, догадайтесь!

Вдоль дорожек его встретишь,

Ранки, ссадины излечишь.

Сорвёшь листочек осторожно,

Кто нас лечит? (подорожник) – показ картинки

Воспитатель: Ребята, кто из вас пользовался подорожником? (ответы детей)

 Сейчас мы сорвём подорожник (обращается с просьбой к ребёнку) и полечим твоё колено лисонька (прикладывает подорожник)

 Подорожник люди использовали с давних времён для заживления ран (воспитатель гладит лисичку).

 Лисонька, какая у тебя шёрстка мягкая и блестящая.

Лиса: Хотите узнать, что помогает моей шёрстке быть такой красивой? (да). – Угадайте:

Растёт зелёною стеной,

Её обходят стороной.

Колючая и злая дива,

А зовут траву?…  Крапива (Показ картинки)

Воспитатель: Да, людям есть, за что благодарить лекарственное растение – крапиву. В ней есть вещества, убивающие микробов, а отвар крапивы укрепляет волосы.

Лиса: Кто угадает моё любимое лекарственное растение? Оно такого же золотистого цвета, как моя шубка.

Воспитатель: Мне кажется, лисонька, я догадалась. А вы, ребята, знаете это растение? (одуванчик)

 Лисонька, наши ребята знают стихотворение про этот цветок. (чтение стихотворения ребёнком)- показ картинки

Лиса: когда у меня плохой аппетит, мама-лиса делает мне салат из листиков одуванчика.

Воспитатель: Значит, одуванчик тоже лекарственное растение. Он помогает улучшить аппетит.

Лиса: Послушайте загадку о другом лекарственном растении

Стоят в поле сестрички:

Желтый глазок, белые реснички. (ромашки) – показ картинки

Воспитатель: Отваром ромашки полощут горло, когда оно болит. Кому мама уже делала такой отвар? (ответы детей)

Лиса: моя мама таким отваром меня тоже поила.

Воспитатель: Да, природа подарила нам много лечебных трав. Многие из них мы видели каждый день, но не знали, что они – лекарства от разных болезней.

Спасибо, лисонька, за интересный рассказ. Теперь мы не только знаем лекарственные травы, но и умеем ими пользоваться.

Лиса: Мне пора к мамочке. На прощание хочу подарить вам  лекарственную травку – мяту. (даёт листья мяты). Мама всегда на ночь заваривает мне ароматный, успокаивающий чай. Попробуйте, вам понравится. До свидания.

(Дети благодарят лисичку за угощение и прощаются).

Воспитатель: Ребята, нам тоже пора возвращаться в детский сад. Вам понравилось в лесу? (ответы детей). Что нового и интересного вы узнали? (растения не только помогают дышать, но и лечат нас от болезней).

 Предлагаю вам вернуться поскорее в группу, заварить чай с мятой и угостить им всех ребят и взрослых.