Психологическое сопровождение первоклассников
Автор: Мухаметьярова Лилия Рашитовна
1. Пояснительная записка.
Актуальность программы. Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Они должны привыкнуть к коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям.
Начало обучения в школе совпадает с интенсивным психическим развитием. Идет формирование познавательной деятельности, развиваются различные виды памяти, словесно-логическое мышление. Высокая эмоциональность способствует преобладанию непроизвольных реакций. Но ученики уже могут сознательно управлять своим поведением, подчиняться необходимым требованиям – развивается произвольность. Поддержка мотивации идет через развитие любознательности. Недоразвитие мелкой моторики рук не позволяет некоторым детям достаточно успешно овладевать основами красивого письма. Поэтому важно уделять внимание развитию мелких мышц в разных видах деятельности. В младшем школьном возрасте у детей активно происходит формирование внутреннего плана действий, начинает развиваться способность к рефлексии.
Как правило, ребята стремятся стать школьниками: они идут в школу с большим интересом и готовностью выполнять учебные задания. Но для многих из них школьные требования слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для этих детей период адаптации к школе может быть травмирующим.
Цель программы: создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению с учетом индивидуальных и возрастных свойств личности ребенка в адаптационный период.
В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи:
· систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения.
· формировать у учащихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
· создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.
Объект: учащиеся первых классов
· программа рассчитана на работу в группе из 10-15 человек.
· Для занятий каждый ребенок должен иметь тетрадь в клетку, альбом, цветные карандаши.
· Продолжительность занятия 30 – 40 минут.
· Оптимальная периодичность встреч – 1 раз в неделю.
· Важно создать доброжелательную обстановку в классе, чтобы каждый чувствовал себя уверенно и не боялся сделать ошибку.
Планируемый результат: создание комфортных и благоприятных условий учебно-воспитательного процесса, способствующих успешной и скоротечной адаптации первоклассников.
Формы и психолого-педагогические методы:
1. Ролевые игры для младших школьников
2. Рисуночные методы.
3. Метафорические истории и притчи
4. Дискуссии. Обсуждение вопросов, связанных с основной темой занятия.
5. Работа с заданиями в парах (развитие навыка сотрудничества)
6. Диагностические методы
7. Упражнения на развитие основных компетенций
Структура работы психолога с участниками образовательного процесса.
I этап – поступление ребенка в школу. В рамках этого этапа предполагается:
1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение школьной готовности ребенка.
2. Проведение групповых и индивидуальных консультаций родителей будущих первоклассников. Индивидуальные консультации проводятся для родителей, чьи дети по результатам тестирования имеют низкий уровень сформированности универсальных учебных действий и могут испытывать трудности в адаптации к школе.
3. Групповая консультация педагогов будущих первоклассников, носящая на данном этапе общий ознакомительный характер.
4. Проведение психолого-педагогического консилиума по результатам диагностики, основной целью которого является выработка и реализация подхода к комплектованию классов.
II этап – первичная адаптация детей к школе. Без преувеличения его можно назвать самым сложным для детей и самым ответственным для взрослых. В рамках данного этапа (с сентября по декабрь) предполагается:
1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление групп школьников, испытывающих трудности в формировании универсальных учебных действий.
2. Индивидуальное и групповое консультирование родителей по результатам диагностики.
3. Проведение просветительской работы с родителями первоклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям.
4. Проведение групповых и индивидуальных консультаций педагогов.
5. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности педагогов, психологов и родителей в период первичной адаптации первоклассников.
III этап – психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации. Работа в этом направлении осуществляется в течении второго полугодия 1-го класса и предполагает следующее:
1.Организация групповой коррекционной работы со школьниками, испытывающими трудности в обучении и поведении.
2. Просвещение и консультирование педагогов и родителей по вопросам индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.
3. Семинарские занятия с учителями начальных классов.
4. Аналитическая работа, направленная на осмысление результатов проведенной в течение полугодия и года в целом работы.
Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:
• сохранение физического, психического и социального здоровья детей;
• установление контакта с учащимися, с учителем;
• формирование адекватного поведения;
• овладение навыками учебной деятельности.
Индикатором трудности процесса адаптации к школе являются негативные изменения в поведении ребенка: это может быть чрезмерное возбуждение, даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессивность. Может возникнуть чувство страха, нежелание идти в школу и т.д.
Проявление школьной дезадаптации у младших школьников.
Форма дезадаптации |
Причины |
Коррекционные мероприятия |
Неприспособленность к предметной стороне учебной деятельности |
Недостаточное интеллектуальное и психомоторное развитие ребенка, отсутствие помощи и внимания со стороны родителей и учителей |
Специальные беседы с ребенком, в ходе которых надо установить причины нарушений учебных навыков и дать рекомендации родителям |
Неспособность произвольно управлять своим поведением |
Неправильное воспитание в семье (отсутствие внешних норм, ограничений) |
Работа с семьей; анализ собственного поведения учителем с целью предотвратить возможное неправильное поведение |
Неспособность принять темп школьной жизни (чаще встречается у соматически ослабленных детей, детей с задержками развития, слабым типом нервной системы) |
Неправильное воспитание в семье или игнорирование взрослыми индивидуальных особенностей детей
|
Работа с семьей, определение оптимального режима нагрузки ученика |
Школьный невроз, или «фобия школы», - неумение разрешить противоречие между семейными и школьными «мы» |
Ребенок не может выйти за границы семейной общности - семья не выпускает его (чаще это у детей, родители которых бессознательно используют их для решения своих проблем) |
Необходимо подключение школьного психолога - групповые занятия для детей в сочетании с групповыми занятиями для их родителей |
2. Условия реализации программы.
Система психолого-педагогической работы по сопровождению адаптации первоклассников в гимназии
№ п/п |
Работа с детьми |
Работа с педагогами |
Работа с родителями |
I |
1. Диагностика: определение уровня актуального развития, прогноз школьных трудностей. 2.Занятия по программе сопровождения адаптации. 3.Динамическое наблюдение в разных видах деятельности 4.Проведение рефлексивных уроков. |
Консультации по результатам диагностики. Консультации педагогов
|
Предварительное подведение итогов протекания адаптации в конце четверти (по результатам диагностической работы) Родительский клуб: “Адаптация детей к школе” “Хорошо ли вашему ребенку в школе?” «Влияние психологического климата в семье на ребенка» Анкета для родителей |
II |
1.Занятия по программе сопровождения адаптации. 2.Динамическое наблюдение в разных видах деятельности (на уроках, на переменах) 3. Проведение рефлексивных уроков. |
Консультации в режиме динамического наблюдения. |
Родительский клуб: Формирование у детей положительных эмоций. Консультации по протеканию адаптации, рекомендации. |
III |
1.Занятия по программе сопровождения адаптации. 2.Диагностика: определение уровня актуального развития у учащихся с тяжелой формой адаптации и не справляющихся с учебной программой. |
Консультации педагогов
|
Родительский клуб: Детская агрессивность Что и как мы говорим нашим детям Консультации по протеканию адаптации, рекомендации, консультации. |
Тематическое содержание проведенных занятий в рамках программы
«Я - гимназист»
№ Название занятия |
Содержание |
Занятие 1. Знакомство. Первичная диагностика. |
В процессе занятия ребята знакомятся со своими одноклассниками, учатся общаться и взаимодействовать друг с другом. Проводится диагностика. |
Занятие 2. Правила гимназической жизни |
Учащиеся в игровой форме знакомятся с основными правилами гимназической жизни; осознают, чем гимназист отличается от ребенка дошкольного возраста. Обсуждаются трудности с которыми учащиеся столкнулись в гимназии, находим пути их преодоления. |
Занятие 3 Зачем мне нужно ходить в гимназию. |
В процессе занятия учащиеся задумываются над такими вопросами: «для чего я хожу в гимназию?», «Какой урок важнее?», «Что значит стать всем полезным?», что способствует повышению учебной мотивации. |
Занятие 4 Какие ребята в моем классе |
Занятие способствует формированию у ребят чувства «Мы», гордости за принадлежность к своему такому замечательному классу; учит конструктивным формам межличностного взаимодействия внутри класса. |
Занятие 5 Мои успехи в школе |
В процессе занятия ребята осознают свои сильные и слабые стороны в учебной деятельности, научаются преодолевать трудности. Осознают, кто из взрослых помогает им в учебном процессе. |
Занятие 6. Моя «учебная сила» Вторичная диагностика |
На занятии учащиеся осознают свои сильные качества, которые позволяют им быть успешными в учебе. А также учатся видеть сильные стороны в других. Знакомятся с такими важными понятиями, как трудолюбие, терпение, желание, любознательность и др. |
Предполагаемый результат программы:
- Развитие позиции гимназиста
- Развитие умения распознавать и владеть собственными эмоциями, обучение навыкам саморегуляции (способности эмоционального интеллекта)
- Повышение самооценки детей.
- Повышение уровня развития ключевых компетенций
- Развитие сплоченности детского коллектива
- Снижения уровня тревожности учащихся, связанной с процессом адаптации к обучению в гимназии
Занятие 1. Знакомство.
Ведущий проводит беседу. Показывает детям цветок и спрашивает у них, как вырастает этот цветок и что для этого нужно. Из ответов детей он делает вывод, что большой красивый цветок вырастает из маленького семечка. А для того, чтобы он вырос большим, красивым, радовал окружающих, ему необходим дождик и солнышко. Так же и у людей. Чтобы из мальчика или девочки вырос красивый, умный, счастливый, здоровый взрослый, ему необходимо тепло, поддержка, а также умение понимать себя и других.
«Знакомство». Дети кидают друг другу мячик, называя перед броском свое имя, а затем по сигналу ведущего – имя того, кому бросают мячик.
Диагностика.
Рисуночная методика «Что мне нравиться в школе»
Детям предлагается нарисовать рисунок на тему «Что мне нравиться в школе».
Ведущие помогают детям подписать свои работы и уточняют у них где они себя нарисовали.
Рисуночная методика «Человек под дождем».
Детям предлагается нарисовать человека под дождем, так как они себе его представляют. Ведущие уточняют у учащихся, где находиться человек и что с ним происходит.
«Я – солнышко»
На доску прикрепляется рисунок солнышка, вокруг которого расположено несколько планет. Детям нужно представить себя солнышком, посылающим тепло окружающим планетам – людям, и назвать тех ребят, которые сидят рядом с ним. Можно спросить детей, чьи имена были названы, чувствуют ли они тепло, исходящее от ребенка-солнышка.
Занятие 2. Правила гимназической жизни.
Разминка «1-2-3 шепчи!»
Ведущий задает им простые вопросы: какой сегодня день недели, месяц, число, время года и т.д. Но дети должны отвечать на этот вопрос, только если психолог покажет палец и скажет: «1-2-3 шепчи». Тогда дети шепотом все вместе произносят ответ на вопрос.
Правила гимназической жизни. Психолог беседует с детьми о том, какие правила существуют в гимназии (не разговаривать на уроках, не кричать на уроке с места, не подсказывать, поднять руку, если хочешь что-то спросить, работать дружно и др.) Ведущий показывает таблички со схематичным изображением правил. Можно поговорить с детьми о том какие правила им сложнее всего соблюдать и почему, и дать им задание – за неделю поработать над выполнением «трудного» правила.
Рисунок «Правила гимназии и мои права»
Дети сначала рисуют то, как они соблюдают одно из правил гимназии (на их выбор), а потом одно из своих прав (тоже на выбор). При этом таблички с правилами и правами висят на доске.
«Гимназия моей мечты»
Ведущий делит детей на две команды, каждая команда получает лист А3, фломастеры, пластилин, ножницы и за 10 минут должны создать рисунок Гимназия мечты. Перед тем как дети начнут работу, психолог проговаривает с каждой группой, какие правила они будут соблюдать в процессе работы (работать дружно, не кричать и др.)
«Выставка»
Открывается выставка, на которой каждая команда представляет свой рисунок, рассказывает, что на нем изображено, а также констатирует, могли ли они соблюдать правила в процессе работы, говорит, как им работалось вместе, были ли сложности и т.д.
Занятие 3. Зачем мне нужно ходить в гимназию.
Разминка. Детям предлагается загадать и изобразить без слов какое-нибудь действие, которое совершает ученик в школе, а остальные должны догадаться, что он показывает.
Игра «Для чего ходят в гимназию»
Ведущий показывает детям персонажа из кукольного театра и говорит, что он совершенно забыл, зачем дети ходят в гимназию. Чтобы помочь ему вспомнить, поиграем: я буду называть разные версии того, зачем дети ходят в гимназию, а вы, если согласны, будете хлопать в ладоши, а если не согласны – топать ногой:
· Дети ходят в гимназию, чтобы играть.
· Дети ходят в гимназию, чтобы читать.
· Дети ходят в гимназию, чтобы разговаривать с соседом по парте.
· Дети ходят в гимназию, чтобы учиться.
· Дети ходят, в гимназию, чтобы драться.
«Какой урок важнее?»
На роль каждого из предметов, изучаемых в гимназию, выбираются дети. Им нужно рассказать остальным, чему они учат на своем уроке, постараться доказать, что он важнее всех. Ведущий помогает каждому ребенку.
Работа со сказкой
Дети слушают и обсуждают сказку в стихах «Про Колю» (Н.Селезнева). Вопросы для обсуждения:
· Почему Коля не хотел идти в гимназию?
· Какой сон он увидел?
· Почему он потом захотел учиться?
· Что значит «стать всем полезным»?
«Один день из моей гимназической жизни»
Детям предлагается вспомнить один запомнившийся день из их гимназической жизни и нарисовать комикс на эту тему. Для этого необходимо разделить лист на 6-8 равных частей и последовательно нарисовать события одного дня в каждом из квадратов. Чтобы дети лучше поняли задание, ведущий может показать детям пример комикса.
Занятие 4. Какие ребята в моем классе.
Разминка. «Сколько в моем классе…?» Дети по одному выходят к доске, чтобы видеть класс. Каждый отвечает на один вопрос: «Сколько в нашем классе девочек?»… мальчиков?...детей со светлыми волосами?... детей с темными глазами?...в одежде которых есть белый цвет? И т.п.
«Закончи предложение» Дети завершают предложения, которые произносит ведущий: