+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Развитие речи умственно отсталых детей через дидактические игры и упражнения по развитию речи

Автор: Килафян Анжелика Алексеевна

Развитие речи умственно отсталых детей через :

«Дидактические игры и упражнения по развитию речи».

 

В общей психологии речь рассматривается обычно как орудие мышления и средство общения. Как в филогенезе, так и в онтогенезе речь выступает как средство общения, а также обозначения, а в дальнейшем приобретает свойство орудия, с помощью которого человек мыслит и выражает свои мысли. “В слове мысль не только выражается, но и совершается ”(Л. С. Выготский). Вопросами соотношения мышления, языка и речи посвящено чрезвычайно много интересных монографий (Л. С. Выготский, А. Г. Спирин). Интересные обзоры обширной литературы по развитию речи детей содержаться в книгах С. Л. Рубинштейна и Д. Б. Эльконина.

Во всех этих исследованиях основной интерес направлен на содержательную сторону речи, на ее роль в осуществлении мыслительных актов и поведения ребенка.

У нормально развивающегося ребенка рано начинается развитие речи. В процессе лепета формируются предпосылки фонематического слуха, развивается артикуляционный аппарат. В ходе общения со взрослыми обогащается пассивный словарь. К году у ребенка, как правило, появляются первые слова, а к двум годам – фразы. К 3-4 годам здоровый ребенок уже обладает большим словарным запасом, его активная речь носит почти правильную грамматическую форму, а фонетические погрешности произношения остаются лишь в виде мелких исключений.

Умственно отсталый ребенок отстает в развитии речи уже с первых месяцев жизни – с младенчества. В дальнейшем это отставание еще более прогрессирует. В результате к началу дошкольного возраста у него оказываются не сформированными такие предпосылки речевого развития, как предметная деятельность, отсутствует интерес к окружающему, недостаточно проявляются эмоции, не сформирован фонематический слух, плохо развит артикуляционный аппарат. У ребенка с умственной отсталостью, как слуховое различие, так и произношение слов и фраз возникает значительно позже. Речь его скудна и неправильна. Основные причины, обусловившие такое состояние, медленная выработка новых дифференцировочных условных связей во всех анализаторах.

Значительную отрицательную роль играет также общее нарушение динамики нервных процессов, затрудняющее установление динамических стереотипов-связей между анализаторами. Недоразвитие речи может быть обусловлено в первую очередь формирующимися и не стойкими дифференцировочными условными связями в области слухового анализатора. Из-за этого ребенок долго не дифференцирует звуков речи окружающих людей, долго не усваивает новых слов и словосочетаний. Он не глух, он слышит даже тихий шорох или изолированный звук, произносимый другими людьми, но звуки обращенной к нему связной разговорной речи воспринимаются им не расчлененно. (Это отчасти похоже на то, как взрослые слышат речь иностранцев). Такой ребенок выделяет и различает лишь немногие слова. Процесс выделения этих воспринимаемых адекватно слов из речи окружающих происходит совершенно иным, более медленным темпом, чем в норме. Это и есть первая, основная причина запоздалого и неполноценного развития речи. Но и далее, когда эти слова уже выделены и узнаются как знакомые, известные, они все еще воспринимаются нечетко. Умственно отсталые дети плохо различают сходные звуки, особенно согласные; поэтому, если учитель говорит им, например, что на дереве появились почки, они могут услышать в этом созвучии и бочки, и бошки, почхе и так далее.

Развитие речевого общения.

Для того чтобы дети начали общаться друг с другом, нужно создать такую ситуацию, в которой общение будет необходимым условием. Нельзя понимать под общением обмен заученными фразами.

Дидактические ситуации, в которых детям необходимо вступить в общение, должны быть вначале очень простыми. И общение может не быть чисто речевым, т.е. желательно создавать его на основе совместных действий, жестов.

Но при этом педагогу следует подсказать детям нужные слова и выражения, максимально использовать возникшую у детей потребность общения. Постепенно ситуативные задачи усложняются перед детьми, а вместе с ними усложняется и речевой материал, который дети должны использовать в процессе общения. Все это приводит к тому, что словесное общение уже не может быть заменено жестами.

 

Развитие делового эмоционального общения.

 

Игра «Позови».

Цель: формировать у детей предпосылки к деловому общению; учить обращаться друг к другу по имени, запоминать имена товарищей.

Оборудование: мяч.

Ход игры: дети сидят за столом. Педагог рассматривает с ними новый яркий мяч. Вызывает одного ребенка и предлагает ему поиграть вместе с мячом – покатать его друг другу. Затем говорит: «Я играла с Сережей. Сережа с кем ты хочешь играть? Позови».

Мальчик зовет другого ребенка: «Диана иди играть».

Через некоторое время Сережа садиться, теперь Диана зовет следующего ребенка.

 

Игра «Зайка».

Цель: вызывать у детей потребность в эмоциональном общении; учить согласовывать свои действия с действиями своих товарищей; называть друг друга по имени; оказывать предпочтение одному из товарищей.

Ход игры. Дети взявшись за руки, вместе с педагогом ходят по кругу. Один ребенок – «зайка», он сидит в кругу на стуле – «спит». Педагог поет песенку:

Зайка, зайка, что с тобой?

Ты сидишь совсем больной,

Ты не хочешь поиграть,

С нами вместе поплясать.

Зайка, зайка, попляши

И другого отыщи.

На слова «зайка, зайка, попляши…» дети останавливаются и хлопают в ладоши.

«Зайка» встает и выбирает на свою роль другого ребенка, называя его по имени, а сам встает в круг.

 

Игра «Чего не хватает».

Цель: продолжать учить деловому общению, обращаться к взрослому; учитывая определенный уровень развития речи детей, вводить выражение «дайте, пожалуйста», благодарить за оказанную помощь (спасибо) или допускать употребление указательного жеста.

Оборудование: из картона выполнены отдельно части предметов: машина (кузов, кабина, два колеса), дом (два этажа, окна, двери, крыша), паровоз (корпус, труба, три колеса и д.т).

Ход игры. Дети сидят за столами. Педагог раздает конверты с набором частей предметов – каждому ребенку один предмет.

Во всех конвертах не хватает по одной детали. Они находятся у педагога. Он просит детей сложить из деталей предмет. Дети складывают и обнаруживают отсутствие необходимой детали и обращаются к взрослому. Педагог объясняет, что у него есть какие-то части предметов, которые выпали из конвертов, и он не знает, кому какую дать.

Каждый называет педагога по имени и отчеству и говорит: «Анжелика Алексеевна, дайте мне, пожалуйста, колесо для машины» или «крышу для дома» и т.д.

Педагог раздает недостающие детали и дети завершают свое изображение.

 

Игра « Помоги»

Цель : Вызывать потребности в деловом общении; учить использовать в общении простейшие слова и выражения ( «дай», «на», «дай это», «не это», «подержи», « возьми», «возьми это»), а также жесты ( указательный); учить при общении называть друг друга по имени .

Оборудование: кукла (мишка), кукольная мебель, посуда, расческа, одежда.

Ход игры. Педагог показывает детям кровать, на которой спит кукла, и говорит, что сейчас они ее разбудят, оденут, причешут и покормят. Предлагает детям рассмотреть все предметы, которые понадобятся кукле, они находятся на столе. Здесь же на столе стоит кукольная мебель ( кровать, стол, стул). Педагог говорит : « Одевать куклу и причесывать ее будет Света, а Диана будет помогать- подавать все, что попросит Света». Дети вместе с педагогом рассматривают приготовленные предметы, называют их. После этого Диана садится за стол рядом с разложенными предметами, а Света поднимает куклу, сама определяет порядок одевания платья, туфель просит Диану подать тот или иной предмет, называя его. Просьба может быть выражена словом « дай» и указательным жестом. Диана приносит ей каждый из предметов по одному. Если Свете трудно одной надеть кукле платье или тапочки и т.д., то она просит помочь Диану, говоря: «Диана помоги», «Диана подержи», «Иди сюда». Возможно употребление простых слов и выражений и даже простых голосовых реакций, чтобы привлечь внимание Дианы и попросить у нее помощи.

После того как кукла будет одета и причесана, роли меняются- кормит куклу Диана ,а Света помогает ей, по ее просьбе подает посуду по предмету. Педагог подводит итог- дети работали дружно, Помогали друг другу: «Диана дала Свете платье, туфли, расческу, а Света одела и причесала куклу. Света дала тарелку, ложку, чашку и конфеты, а Диана накормила куклу и напоила ее чаем». Кукла благодарит детей.

 

Список литературы

1.Дементьева Н.Ф. и др.

Обучение и воспитание детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью // Дефектология. - 1994. - № 6.

2. Петрова В.Г.

Роль речи в становлении мышления умственно отсталых дошкольников // Дефектология. - 1997. - № 3.

3. Разуван Е.И.

Некоторые особенности делового общения умственно отсталых школьников // Дефектология. - 1987. - №

4. Катаева А.А. Стребелева Е.А.

Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. М. : «БУК-МАСТЕР»1993г.

 

 

 

 Развитие речи умственно отсталых детей через :

«Дидактические игры и упражнения по развитию речи».

 

В общей психологии речь рассматривается обычно как орудие мышления и средство общения. Как в филогенезе, так и в онтогенезе речь выступает как средство общения, а также обозначения, а в дальнейшем приобретает свойство орудия, с помощью которого человек мыслит и выражает свои мысли. “В слове мысль не только выражается, но и совершается ”(Л. С. Выготский). Вопросами соотношения мышления, языка и речи посвящено чрезвычайно много интересных монографий (Л. С. Выготский, А. Г. Спирин). Интересные обзоры обширной литературы по развитию речи детей содержаться в книгах С. Л. Рубинштейна и Д. Б. Эльконина.

Во всех этих исследованиях основной интерес направлен на содержательную сторону речи, на ее роль в осуществлении мыслительных актов и поведения ребенка.

У нормально развивающегося ребенка рано начинается развитие речи. В процессе лепета формируются предпосылки фонематического слуха, развивается артикуляционный аппарат. В ходе общения со взрослыми обогащается пассивный словарь. К году у ребенка, как правило, появляются первые слова, а к двум годам – фразы. К 3-4 годам здоровый ребенок уже обладает большим словарным запасом, его активная речь носит почти правильную грамматическую форму, а фонетические погрешности произношения остаются лишь в виде мелких исключений.

Умственно отсталый ребенок отстает в развитии речи уже с первых месяцев жизни – с младенчества. В дальнейшем это отставание еще более прогрессирует. В результате к началу дошкольного возраста у него оказываются не сформированными такие предпосылки речевого развития, как предметная деятельность, отсутствует интерес к окружающему, недостаточно проявляются эмоции, не сформирован фонематический слух, плохо развит артикуляционный аппарат. У ребенка с умственной отсталостью, как слуховое различие, так и произношение слов и фраз возникает значительно позже. Речь его скудна и неправильна. Основные причины, обусловившие такое состояние, медленная выработка новых дифференцировочных условных связей во всех анализаторах.

Значительную отрицательную роль играет также общее нарушение динамики нервных процессов, затрудняющее установление динамических стереотипов-связей между анализаторами. Недоразвитие речи может быть обусловлено в первую очередь формирующимися и не стойкими дифференцировочными условными связями в области слухового анализатора. Из-за этого ребенок долго не дифференцирует звуков речи окружающих людей, долго не усваивает новых слов и словосочетаний. Он не глух, он слышит даже тихий шорох или изолированный звук, произносимый другими людьми, но звуки обращенной к нему связной разговорной речи воспринимаются им не расчлененно. (Это отчасти похоже на то, как взрослые слышат речь иностранцев). Такой ребенок выделяет и различает лишь немногие слова. Процесс выделения этих воспринимаемых адекватно слов из речи окружающих происходит совершенно иным, более медленным темпом, чем в норме. Это и есть первая, основная причина запоздалого и неполноценного развития речи. Но и далее, когда эти слова уже выделены и узнаются как знакомые, известные, они все еще воспринимаются нечетко. Умственно отсталые дети плохо различают сходные звуки, особенно согласные; поэтому, если учитель говорит им, например, что на дереве появились почки, они могут услышать в этом созвучии и бочки, и бошки, почхе и так далее.

Развитие речевого общения.

Для того чтобы дети начали общаться друг с другом, нужно создать такую ситуацию, в которой общение будет необходимым условием. Нельзя понимать под общением обмен заученными фразами.

Дидактические ситуации, в которых детям необходимо вступить в общение, должны быть вначале очень простыми. И общение может не быть чисто речевым, т.е. желательно создавать его на основе совместных действий, жестов.

Но при этом педагогу следует подсказать детям нужные слова и выражения, максимально использовать возникшую у детей потребность общения. Постепенно ситуативные задачи усложняются перед детьми, а вместе с ними усложняется и речевой материал, который дети должны использовать в процессе общения. Все это приводит к тому, что словесное общение уже не может быть заменено жестами.

 

Развитие делового эмоционального общения.

 

Игра «Позови».

Цель: формировать у детей предпосылки к деловому общению; учить обращаться друг к другу по имени, запоминать имена товарищей.

Оборудование: мяч.

Ход игры: дети сидят за столом. Педагог рассматривает с ними новый яркий мяч. Вызывает одного ребенка и предлагает ему поиграть вместе с мячом – покатать его друг другу. Затем говорит: «Я играла с Сережей. Сережа с кем ты хочешь играть? Позови».

Мальчик зовет другого ребенка: «Диана иди играть».

Через некоторое время Сережа садиться, теперь Диана зовет следующего ребенка.

 

Игра «Зайка».

Цель: вызывать у детей потребность в эмоциональном общении; учить согласовывать свои действия с действиями своих товарищей; называть друг друга по имени; оказывать предпочтение одному из товарищей.

Ход игры. Дети взявшись за руки, вместе с педагогом ходят по кругу. Один ребенок – «зайка», он сидит в кругу на стуле – «спит». Педагог поет песенку:

Зайка, зайка, что с тобой?

Ты сидишь совсем больной,

Ты не хочешь поиграть,

С нами вместе поплясать.

Зайка, зайка, попляши

И другого отыщи.

На слова «зайка, зайка, попляши…» дети останавливаются и хлопают в ладоши.

«Зайка» встает и выбирает на свою роль другого ребенка, называя его по имени, а сам встает в круг.

 

Игра «Чего не хватает».

Цель: продолжать учить деловому общению, обращаться к взрослому; учитывая определенный уровень развития речи детей, вводить выражение «дайте, пожалуйста», благодарить за оказанную помощь (спасибо) или допускать употребление указательного жеста.

Оборудование: из картона выполнены отдельно части предметов: машина (кузов, кабина, два колеса), дом (два этажа, окна, двери, крыша), паровоз (корпус, труба, три колеса и д.т).

Ход игры. Дети сидят за столами. Педагог раздает конверты с набором частей предметов – каждому ребенку один предмет.

Во всех конвертах не хватает по одной детали. Они находятся у педагога. Он просит детей сложить из деталей предмет. Дети складывают и обнаруживают отсутствие необходимой детали и обращаются к взрослому. Педагог объясняет, что у него есть какие-то части предметов, которые выпали из конвертов, и он не знает, кому какую дать.

Каждый называет педагога по имени и отчеству и говорит: «Анжелика Алексеевна, дайте мне, пожалуйста, колесо для машины» или «крышу для дома» и т.д.

Педагог раздает недостающие детали и дети завершают свое изображение.

 

Игра « Помоги»

Цель : Вызывать потребности в деловом общении; учить использовать в общении простейшие слова и выражения ( «дай», «на», «дай это», «не это», «подержи», « возьми», «возьми это»), а также жесты ( указательный); учить при общении называть друг друга по имени .

Оборудование: кукла (мишка), кукольная мебель, посуда, расческа, одежда.

Ход игры. Педагог показывает детям кровать, на которой спит кукла, и говорит, что сейчас они ее разбудят, оденут, причешут и покормят. Предлагает детям рассмотреть все предметы, которые понадобятся кукле, они находятся на столе. Здесь же на столе стоит кукольная мебель ( кровать, стол, стул). Педагог говорит : « Одевать куклу и причесывать ее будет Света, а Диана будет помогать- подавать все, что попросит Света». Дети вместе с педагогом рассматривают приготовленные предметы, называют их. После этого Диана садится за стол рядом с разложенными предметами, а Света поднимает куклу, сама определяет порядок одевания платья, туфель просит Диану подать тот или иной предмет, называя его. Просьба может быть выражена словом « дай» и указательным жестом. Диана приносит ей каждый из предметов по одному. Если Свете трудно одной надеть кукле платье или тапочки и т.д., то она просит помочь Диану, говоря: «Диана помоги», «Диана подержи», «Иди сюда». Возможно употребление простых слов и выражений и даже простых голосовых реакций, чтобы привлечь внимание Дианы и попросить у нее помощи.

После того как кукла будет одета и причесана, роли меняются- кормит куклу Диана ,а Света помогает ей, по ее просьбе подает посуду по предмету. Педагог подводит итог- дети работали дружно, Помогали друг другу: «Диана дала Свете платье, туфли, расческу, а Света одела и причесала куклу. Света дала тарелку, ложку, чашку и конфеты, а Диана накормила куклу и напоила ее чаем». Кукла благодарит детей.

 

Список литературы

1.Дементьева Н.Ф. и др.

Обучение и воспитание детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью // Дефектология. - 1994. - № 6.

2. Петрова В.Г.

Роль речи в становлении мышления умственно отсталых дошкольников // Дефектология. - 1997. - № 3.

3. Разуван Е.И.

Некоторые особенности делового общения умственно отсталых школьников // Дефектология. - 1987. - №

4. Катаева А.А. Стребелева Е.А.

Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. М. : «БУК-МАСТЕР»1993г.