+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Развитие устной речевой деятельности с помощью театрализации на уроках литературного чтения

Автор: Чегодаева Лариса Ивановна

 

Тема: «Развитие устной речевой деятельности с помощью театрализации на уроках литературного чтения»

 

 

 

«Духовная жизнь ребенка

 

полноценна лишь тогда,

 

когда он живет в мире игры, сказки,

 

 музыки, фантазии, творчества.

 

Без этого он – засушенный цветок.

 

В.А. Сухомлинский»

 

 

 

        Мы живем в непростое и очень интересное время – время колоссального прогресса во всех областях науки. Государственные образовательные стандарты требуют от школы создания условий для успешного формирования личности учащихся: познания школьниками своей индивидуальности, возникновения интереса к своей  жизни, умениям выразить себя и воплотить в жизнь все свои идеи. 

 

    Начальная школа является «фундаментом» для дальнейшей работы в средней школе. В начальной школе мы готовим детей к изучению и восприятию более сложных произведений из программы старшей школы. Умение анализировать текст, найти его главную мысль, дать оценку героям, стало  обязательным требованием для выпускников начальной школы.      

 

     Поэтому перед учителем встает вопрос: каким образом организовать работу по обучению школьников осознанному чтению, восприятию и анализу художественного произведения?

 

        В качестве приоритетных технологий обучения и воспитания детей чаще всего используется деятельностный подход, а одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является театрализованная.

 

        Театр – это синтез искусств, вобравший в себя практически  все, что помогает развиваться полноценному человеку, умеющему воспринимать окружающий  мир как живой единый организм.

 

        Басина Н.Э. выделяет следующие общие черты театральной и педагогической деятельности:

 

1. Вектором интереса театра и педагогики всегда были человеческие отношения, взаимодействие человека и мира;

 

2. Профессия учителя имеет много общего с профессиями актера и режиссера.

 

     Публичность -  специфика педагогической и актерской профессиональной деятельности.

 

     И в театральной, и  в педагогической деятельности  активно используется игра.

 

     По мнению Л.С. Выготского «наряду со словесным творчеством  драматизация, или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества».

 

       Характер театрального искусства: взаимосвязь художественного  слова, музыки, декорационно-художественного  оформления  переносится в детскую театрализовано-игровую деятельность.

 

      Рассматривая игру ребенка  как первичную драматическую форму, Л. С. Выготский подчеркивает ее ценность в том, что «артист, зритель, автор пьесы, декоратор и техник соединены в одном лице».

 

      Практика показывает, что  использование театрализованной деятельности в различных ее формах дает положительные результаты как в формировании познавательной, двигательной, так и в развитии эмоциональной сферы.

 

     Театрализованно-игровая деятельность — это обобщенное понятие, включающее в себя разные виды театрализованных игр, организуемые совместно со взрослым или самостоятельно детьми.

 

     Эти игры могут быть различны по организации и задачам:

 

1. Режиссерские (в которых сначала взрослый, а затем сам ребенок создает сцены и театрализованное действие, изображая роли всех персонажей и используя в качестве выразительных средств интонацию и мимику). Этот вид игр включает в себя как настольно-театрализованные (театр игрушек, на катушке, плоскостной), так и стендовые (стенд-книжка, фланелеграф, теневой театр);

 

2. Образно-ролевые игры с куклами (пальчиковый театр, би-ба-бо) и без них, где дети разыгрывают роли через драматизацию.

 

    Театральной  педагогикой разработана богатейшая система упражнений и тренингов, развивающих внимание, воображение, ассоциативное мышление, память, способность  к действию и другие элементы творчества.

 

     К числу творческих элементов  относятся:

 

- внимание к объекту;

 

- органы восприятия: зрение, слух и др.;

 

- память на ощущения  и создание на ее основе  образных видений;

 

- воображение;

 

- способность к взаимодействию;

 

- логичность и последовательность  действий и чувств;

 

- чувство правды;

 

- вера и наивность;

 

- ощущение перспективы  действия и мысли;

 

- чувство ритма;

 

- обаяние, выдержка;

 

- мышечная свобода и  пластичность;

 

- владение голосом, произношение;

 

- чувство фразы;

 

- умение действовать словом.

 

  Овладение этими элементами творчества приводит к созданию нормального  творческого самочувствия.

 

  Формы включения театральной  деятельности в образовательный  процесс разнообразны:

 

 

 

1. Театр как урок.

 

Включение подобной формы  учебной деятельности подразумевает:

 

- расширение представлений  детей о театре;

 

- ознакомление детей с  историей театра;

 

- разработку театральных  постановок и их исполнение;

 

- упражнения на развитие  познавательных способностей;

 

- развитие коммуникативных  способностей ребенка;

 

- упражнения на развитие элементов творческой деятельности, необходимых ребенку для участия в театральной постановке.

 

    Форма урока для театральной деятельности не совсем обычна.

 

     Недостатками данной формы являются временная ограниченность урока и неясность критериев оценивания результативности деятельности учеников на уроке театра.

 

 

 

2. Театр как форма внеклассной работы

 

     Наиболее распространенный способ включения театральной деятельности в образовательный процесс. Он характеризуется неким отделением стандартной учебной деятельности от театральной и представляет собой более продолжительные  мероприятия, организуемые учителем после  урока, схожие по принципу с деятельностью  актеров, режиссеров театра.

 

     Вся деятельность здесь строится вокруг школьного театра, состав которого может быть как поделен на  группы, которые удобны учителю.

 

 

 

3. Театр как тренинг

 

     Под данной формой подразумевается  использование отдельных элементов  театральной деятельности в учебном  процессе. Это могут быть проигрывания на занятиях сценок, разбор некоторых наиболее запоминающихся из них, из реальных театральных постановок. Здесь не происходит полного включения в театральную деятельность. Театр лишь выступает одним из социокультурных ресурсов построения образовательного процесса. Очень удобно в непосредственной обстановке обговорить наиболее важные и значимые моменты в воспитании, о которых напрямую говорить будет некомфортно (вопросы дружбы, коммуникации со сверстниками и взрослыми, трудолюбия и лени, толерантности и умении понимать других людей)

 

В процессе обучения технике перевоплощения педагог добивается у детей в передаче сюжета и образа осмысленности, правдивости, целенаправленности действий в условиях сценических обстоятельств, непосредственного, эмоционального отношения к происходящим по сюжету событиям, подлинного общения с партнерами-сверстниками, выразительной речи, посильного овладения основами сценической грамотности как необходимого условия формирования театрализованно-художественной деятельности. Свои театральные успехи школьники показывают зрителям: родителям, сверстникам, гостям.

 

Требования, применяемые к театрализованно-художественной деятельности (игре):

 

1.      Психологические: игра должна обладать значимостью для каждого ученика, то есть должна быть мотивирована; обстановка, в которой происходит игровое действие, должна располагать к общению в атмосфере дружелюбия, взаимопонимания и сотрудничества, содержание игры должно быть интересно, а любое игровое действие должно завершаться получением определенного результата, ученик должен иметь возможность для самовыражения и самореализации.

 

2.      Педагогические: игровое действие должно опираться на знания, умения, навыки, приобретенные ранее на уроках; цель игры должна определяться в соответствии с задачами учебного процесса; игра эффективна лишь в сочетании с другими (неигровыми) методами и средствами обучения и не должна быть преобладающей (подавляющей) в учебном процессе.

 

     Дети в наше время очень мало читают, не любят сам процесс чтения, он кажется им утомительным и малоинтересным. Ответ на вопрос родителей «как сделать так, чтобы ребенок полюбил читать?» часто ставит в тупик учителей.

 

      Отвечая на этот вопрос, я всегда подчеркивала, что читающие дети в тех семьях, где читают родители. Малыши берут пример с родителей, увлеченных чтением, и растут в окружении хороших книг. Ребята уверены, что книга – это источник ответов на любой вопрос, помощник в принятии решения, а герои рассказов помогают формировать модели поведения в той или иной жизненной ситуации.  Но читающих родителей сейчас тоже очень мало, мои слова были убедительны, но не действенны. Проблема стояла передо мной очень остро, в классе с удовольствием читали из 25 человек только трое. Я решила для привлечения интереса к книгам, их героям, к самому процессу чтения организовать свой театр.

 

       Седьмой год уже «работает» мой театр, который мы с ребятами назвали «Великаны».

 

      Урок литературы для учеников моего класса - всегда маленький спектакль, в котором «играют все», даже самые «тихие» актеры, втянутые в действие как будто поневоле, но мимика и выражение глаз выдадут их внимание и интерес к происходящему. Но это особый театр, где импровизация - душа всего.

 

     Театрализация на наших уроках способствует активизации познавательной деятельности, а также повышает интерес к предмету. Непосредственно на самом уроке я, как учитель, лишаюсь авторитарной роли, потому что выполняю функцию организатора «представления», так называемого режиссера. Само «представление» после информативной части может быть продолжено постановкой проблемных заданий, которые непосредственно подключают в активную работу на уроке остальных учащихся.

 

       Методы, формы и содержание театральных упражнений, которые я предлагаю детям, реализуют одновременно три цели:

 

1. Погружают детей в присущую им стихию игры, сглаживая рамки урока:

 

2. Развивают полезные для учебы и искусства психологические структуры (внимание, воображение, мышление, волю, память);

 

3. Придают учебному дню привлекательные для детей качества интересного и веселого труда.

 

Приемы театрализации, которые я использую на уроках литературного чтения:

 

1) В подготовительном этапе к инсценированию я готовлю детей к восприятию произведения.

 

- рассказываю о том времени, в котором жил писатель или поэт, создавший произведение (на этот этап я часто возвращаюсь, дополняя его, когда мы с ребятами репетируем на сцене, дорисовывая образ того или иного героя);

 

-рассказываю о жизни писателя (порой это нужно для более точного понимания образов героев, который создает автор)

 

- первичное прочтение произведения учителем, чтобы дети «влюбились» в него и в его героев, в автора.

 

2) Выбор роли.

 

Роль ученики выбирают сами, по своему характеру и симпатиям. Интересно то, что мальчики могут выбрать и роль, которую на первый взгляд должны играть девочки. (Например, роль чашки в произведении  М. Горького «Самовар» великолепно исполняли мальчики, весело распевая и приплясывая: «Мы скромные чашки, нам все-все равно! Все эти замашки мы знаем давно!...»

 

Нередко бывает и так, что ребенок в процессе выучивания роли и первых репетиций понимает, что роль не его и выбирает другую, которая ближе ему по духу в данный момент времени.

 

Ролей и возможностей всегда очень много, кроме главных есть эпизоды, массовки. А еще мы вместе с классом продумываем мизансцены, оформление каждого костюма, уточняем поведение каждого героя  на сцене, расположение актеров  в разные эпизоды спектакля. А также составляем презентацию на фоне которой и происходит действие. На этом этапе очень активно подключаются родители для изготовления костюмов, подбора слайдов, музыки и тп.

 

3) Ученик рассказывает о себе, как о герое: кто он, как зовут, где живет, с кем дружит, с кем не складываются отношения, почему, что любит, что не любит (дети сами дополняют вопросы, чтобы образ раскрылся полностью) Здесь могут использоваться такие виды упражнений как: сценические этюды, пантомима, составление словесного портрета героя. Дети работают над развитием речи, пластики, игровых способностей.

 

4) Непосредственное инсценирование литературного произведения (репетиции) с применением театральных атрибутов.

 

5) Премьера и «гастроли»

 

Мы с детьми работаем над сценической выразительностью: определяем вместе движения, действия, мимику, жесты персонажа, его интонации, о чем писалось выше. А ученики выступают и как актеры, и как режиссеры. Работа в качестве актеров помогает им понять, что чувствует персонаж в той или иной ситуации, мотивы и цели его поступков, разгадать в произведении то, о чем автор порой не говорит. Режиссерская работа заставляет проанализировать все детали и взаимодействия в эпизоде, определить его место в целом произведении, объяснить поведение действующих лиц.

 

      Немаловажную роль в театрализации на уроках литературного чтения играет оформительская работа. В нее включаются такие задания:

 

1.       создание эскизов костюмов, декораций, портретов героев;

 

2.       музыкальное оформление произведений;

 

3.       создание презентации для демонстрации на заднем плане фона спектакля.

 

       Вся работа детей не остается без внимания, каждый участвует в самом спектакле и в его оформлении. В  классе  проводим защиту творческих работ учеников: они играют эпизоды, создают костюмы, приносят электронные копии нужных мизансцен. Мы  с детьми и родителями придумываем афиши, пригласительные билеты, которые вместе подписываем на уроках русского языка. Всё это помогает анализировать произведение результативнее и глубже.

 

       После премьеры и гастролей (выступление перед ребятами школы) подводим итог работы вместе с маленькими артистами, делаем выводы о том, какие нравственные уроки жизни мы получили из рассказа (сказки, стихотворения). Я  благодарю ребят за активное участие в спектакле, хвалю за хорошее знание текста  и замечательную актерскую игру, отмечаю, что нам было приятно работать всем вместе.

 

      На уроках литературного чтения с первых дней обучения, для формирования талантливых читателей и не менее талантливых актеров нашего театра «Великаны» я использую следующие виды творческих заданий:

 

Виды творческих заданий для организации театрализованной  деятельности на уроках литературного чтения в начальной школе

 

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1

Иллюстрация прочитанного текста

Иллюстрация прочитанного текста+картинный план к прочитанному произведению.

Иллюстрация прочитанного текста+картинный план-схема  к прочитанному произведению.

Составление модельного, картинного плана, сравнительных таблиц.

Составление диафильма к произведению.

2

Чтение по ролям (простые диалоги), разыгрывание небольших произведений.

Чтение по ролям, пересказ от лица героев, от третьего лица, инсценировки произведений.

Чтение по ролям, разные виды пересказов, инсценирование прочитанного текста (работа в группах)

Пересказ произведений от лица одного из персонажей, придумывание продолжения произведения, изменения начала или конца произведения, сочинение истории по данному началу.

3

Совместные устные сочинения. Изготовление книжек с собственными текстами и иллюстрациями к ним.

Участие в сочинительстве по аналогии, дописывание, досказывание (как повел бы себя герой в другой ситуации), умение писать сочинения-миниатюры из 3-4 предложений по заданной теме и жизненным впечатлениям.

Иллюстрирование книг-самоделок, создание собственных страничек в коллективных книгах-самоделках, стремление работать со справочной литературой.

Умение написать сочинение на заданную тему, отзыв о прочитанной книге, кинофильме, телевизионной передаче.

4

Работа со справочной литературой.

Работа со справочной литературой.

Работа со справочной литературой.

Составление собственных справочников-словарей (словарь эмоций, словарь добрых слов и тд)

5

Подготовка и проведение литературных игр («Что? Где? Когда?», «Самый умный») конкурсов, отчетов.  Проектная деятельность.

 

 

 

    Театральная педагогика создает максимальные условия для свободного эмоционального контакта, раскованности, взаимного доверия и творческой атмосферы.

 

    Организовывая театр, мне хотелось показать ребятам многообразие литературного мира через сценические образы и тем самым невольно заставить перечитывать еще и еще раз произведение, чтобы понять характер героя, чтобы правдиво и убедительно изобразить его на сцене.

 

     В учебнике Матвеевой Елены Ивановны собраны произведения замечательных мастеров слова разных времен: Леонардо да Винчи, Пушкина А.С., Пришвина М.М., Одоевского В.Ф., Крылова И.А., Саши Черного, Ахматовой А.А., Коваля Ю.И. и многих других.

 

     Не каждое произведение было понято и принято сразу, так как очень часто встречались слова, которые не употребляются в привычной жизни, не понятен жанр произведения (басни, притчи), странными кажутся поступки героев. Некоторые ребята даже не могли сказать положительный герой или отрицательный. Мы старались читать по ролям, часто пользовались толковым словарем, беседовали о поступках литературных героев, играли небольшие сценки из произведений.

 

     И тут я заметила, что детей это интересует, они перечитывают произведение, находят нужные слова, чтобы правильно сыграть свою роль, задают много вопросов. Словарный запас ребят стал постепенно пополняться, ученики фонтанировали идеями: как выйдет герой, как и где встанет, как посмотрит, с какой интонацией произнесет свой монолог, как повернет голову и взмахнет руками и тд. Идей было столько, что не успевали все «прокрутить», и они были порой у тех ребят, которые на уроке чаще отмалчивались. А самое главное – мои ребята зачитали!