Использование игр на уроках башкирского языка
Автор: Мигранова Рита Наилевна
Использование игр на уроках башкирского языка
Планируя свои уроки, я думаю не только о том, чтобы учащиеся не только запомнили новые слова, но и стремлюсь создать все возможности для развития индивидуальности каждого ребенка. Чтобы поддержать интерес детей к своему предмету, стараюсь понять, какие приемы работы могут увлечь ребят. Я, как учитель башкирского языка, постоянно ищу приемы повышения качества и эффективности изучения башкирскому языку. Считаю, что главная задача учителей башкирского языка и литературы - добиваться того, чтобы не пропадал интерес к изучению башкирского языка.
Большую помощь в решении данных вопросов оказывают игры. Их использование дает хорошие результаты, повышает интерес ребят к уроку, позволяет сконцентрировать их внимание на главном – овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации, общения во время игры.
Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения.
Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игры помогают детям стать творческими личностями, учат творчески относиться к любому делу. Творчески относиться к делу – значит выполнять его качественно, на более высоком уровне. Игры приносят детям и взрослым радость.
Игра всегда предполагает принятия решения – как поступить, что сказать, как выиграть. Желание решить эти вопросы ускоряет мыслительную деятельность играющих. А если ребенок будет думать на башкирском языке? Дети, однако, над этим не задумываются. Для них игра прежде всего – увлекательное занятие. Игра посильна даже слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости – все это дает возможность учащимся преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова башкирского языка, и благотворно сказывается на результатах изучения. Незаметно усваивается языковой материал, и вместе с этим возникает чувство удовлетворения, «оказывается, я тоже что-то знаю».
Игры способствуют выполнению следующих методических задач:
- создание психологической готовности детей к общению на башкирском языке;
- обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
- тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта.
Место игр на уроке и отводимое игре время зависит от ряда факторов подготовки учащихся, изучаемого материала, целей и условий урока и т.д. Например, если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении, то ей можно отвести 15 – 20 минут урока. В дальнейшем та же игра может проводиться повторением уже пройденного материала. Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока.
Следует помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо соблюдать меру, иначе интерес у учащихся пропадет. Ролевые игры являются главной мотивацией у ребят при изучении, башкирского языка. Ролевая игра - это эмоциональное общение учащихся, что предполагает развитие устной речи учащихся на уроках.
Игровая форма работы способствует активизации их мыслительной деятельности, а также развитию речевой деятельности. Например, для работы с учащимися 2-3 классов я использую игру «Ю1ал1ан х9рефт9р», они быстрее запоминают специфические буквы башкирского языка. А уже в среднем звене игра «М51жиз9л9р яланы» и т.д. Учащиеся с удовольствием принимают участие на уроке, сами не замечая этого.
Использование различных игр на уроке башкирского языка способствует овладению языкомв занимательной форме, развивает память, внимание, сообразительность, поддерживает интерес к изучению языка.
Игры на уроках башкирского языка можно использовать для активизации речевой деятельности. При планировании уроков и подборе к ним различных игр я стараюсь учитывать не только возрастные категории учащихся, но и уровень их развития и информированности, в некоторых случаях – опору на родной язык.
Игры я использую в середине или в конце урока, с тем, чтобы снять напряжение. Важно, чтобы работа с играми приносила положительные эмоции и пользу, кроме того, служила повышением мотивации детей к изучению башкирского языка.
Использование игр на уроках башкирского языка помогает учителю глубже раскрыть личностный потенциал каждого ученика, его положительные личные качества, сохранить и укрепить учебную мотивацию
к изучению башкирского языка.